01.08.2021, Неделя 6-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сёстры, сегодня мы с вами слышали на Литургии о том, как Господь исцелил одного расслабленного человека. Его принесли на одре ко Христу его друзья. И как сказано в Евангелие, Иисус, видя веру их, обратился к расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои!». Стоявшие рядом удивились, как же Он говорит о прощении грехов, ведь только Господь один может прощать грехи. Господь, видя это помышление, отвечал им: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», Он обратился к расслабленному и говорит: «Встань, возьми одр твой и иди в дом твой».

Чтобы нам понять это место из Евангелия, и вообще научиться понимать многое из того, что там написано, о чем говорит Христос, нам всегда нужно помнить с вами одну простую вещь, – нам нужно знать, как относится Господь к человеку, и как, соответственно человек относится к Богу.

На Тайной Вечере, в молитве к Своему Отцу, Господь произнёс такие слова: «Я открыл Твоё имя человекам, тем, которых Ты дал Мне». И что же это за имя интересно, что же это такие за странные слова, которые на первый взгляд кажутся совершенно непонятными нам? Дело в том, что в Ветхом Завете в Иудаизме, к Богу обращались как угодно, не называя Его имени. Он был Господь, Вседержитель, Саваоф, ещё много разных наименований было. Но даже сейчас правоверные Иудеи пишут слово Бог без среднего «о», – вместо этой буквы стоит просто чёрточка.

Так что же открыл Господь человекам? И чтобы нам это понять, достаточно посмотреть на ту молитву, на единственную молитву, которую Бог дал Своим ученикам. А в их лице и всем нам – «Отче наш, Иже еси на Небесех». А значит это имя открытое Христом, – это имя Отец. И вот все отношения между Богом и людьми складываются, исходя из этой простой истины.

Мы часто читаем молитву «Отче наш» в молитвах утренних, вечерних, перед едой, слышим её на Богослужении, но смысл вечных слов куда-то постоянно теряется, слова обесцениваются, мы перестаём слышать их смысл. И этот смысл постепенно уходит не только из молитвы, а и из нашего осознания. Ведь мы тоже возвращаемся в Ветхий Завет. И считаем Бога как Вседержителя, Всемогущего, Который карает нас за наши грехи, Который нас сотворил, дал нам жизнь. Но мы столь грешны, что никак не можем вернуться к этому нормальному состоянию своему. Конечно, отцы тоже бывают разные, но Господь нам говорит притчу о блудном сыне. И этот образ отца из этой глубочайшей притчи всегда должен быть перед нашими глазами.

Если Отец каждому из нас, если Господь каждого из нас считает Своим сыном, то ведь значит мы братья и сестры друг другу, и не просто по названию. Мы часто употребляем эти слова – «братья и сёстры», но опять же, смысл их опять уходит от нас, ведь если Господь нам единый Отец, значит все мы родные друг другу, значит нет отчуждения, и пусть даже человек находится где-то на стороне далече, далеко от Бога, это не рвёт родные узы, он не перестаёт нам быть родным братом или родной сестрой. И исходя из этого нужно строить и отношения между друг другом тоже, исходя из нашего сыновства. Теперь понятно и то Евангелие, которое было прочитано сегодня. Конечно, по большой Отеческой любви Господь прощает грехи человеку, и Господь исцеляет его. Если мы этими глазами посмотрим на Евангелие, то увидим, сколько Отцовской любви в Нём, до самопожертвования, до Креста. Наш Отец весь, полностью отдаёт Себя нам, для того, чтобы мы жили в этом самом Отчем доме вместе с Ним. Чтобы радость, мир и счастье были в наших сердцах и в нашей жизни. Вот эта цель пришествия Господа.

И эта цель Его, – что Он зовёт нас к Себе, в Свой Отчий дом. Поэтому очень бы хотелось, братья и сёстры, чтобы прочитывая с детства знакомую нам молитву, мы помнили о том, что наш Отец близко, рядом с нами, что Он знает нашу нужду прежде нашего прошения, знали, что мы Его сыновья и дочери, и понимали, что мы родные друг другу. И если мы так будем стараться жить, то многое и многое станет меняться в нашей жизни.

Если мы так будем читать Евангелие, то гораздо глубже будем его понимать, и тем насыщеннее будет наша духовная жизнь, и не только духовная, а и вся жизнь наша засияет красками Царства Небесного.

Аминь.

С праздником!