02.08.2020, Неделя 8-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня на Божественной Литургии мы слышали с вами Евангелие, как Господь умножил пять хлебов и две рыбы. Христос с учениками находились на берегу Генисаретского озера, к Нему стало стекаться множество народа. Людей набралось около 5 тыс. человек. И, как говорит евангелист – это только, кроме женщин и детей. И, когда уже стало вечереть, ученики обратились ко Христу: «Отпусти народ, потому что тут пустынное место им негде взять поесть». Но тогда Господь говорит: «Вы дадите им есть». По случаю, у одного мальчика оказалось немного еды — пять хлебов и две рыбы. И вот люди сели рядами, ученики стали раздавать пищу, и Господь сказал, чтобы ничего не пропало — нужно остатки собрать. Этих самых остатков накопилось двенадцать корзин. Это то, что мы сегодня слышали на Литургии, то, что описывает евангелист Матфей.

А евангелист Иоанн Богослов говорит более подробно об этом событии. Он рассказывает, что после преумножения хлебов ученики в лодке переправились на другой берег Генисаретского озера, а Господь в это время молился на горе. И именно здесь было явление Христа, ходящим по воде, когда Господь после молитвы пересек Генисаретское озеро своими ногами, когда устрашились ученики, и таким образом они прибыли на другой берег. Люди, вкушавшие хлеб, тоже поняли, что это событие чудесное, стали искать Христа и не нашли Его. И, обходя все озеро, вдруг обнаружили Его на другой половине и спрашивали Его: «Господи, как же Ты пришел сюда, как Ты попал сюда, ведь отчалила одна лодка, и Тебя в ней не было». Господь, обращаясь к этим людям, произносит: «Вы ищите меня не потому, что видели чудо, но потому что насытились».

И после этого Господь вновь продолжает беседу с людьми, и беседует Он о хлебе, сошедшем с небес, о хлебе жизни. Он говорит о том, что именно Он , Господь Иисус Христос и есть тот самый хлеб, сошедший с небес. Он говорит о том, что кто не будет есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, тот не может наследовать жизнь вечную. Многим эти слова показались странными, и, как говорит Иоанн Богослов, многие после этого отошли и уже не ходили за Ним. Конечно же, в этой беседе о Хлебе жизни, и о том, чтобы люди вкушали Плоть и Кровь Господню, Господь говорит о Причастии. Пока предварительно, пока не в полной мере, показывая, что должно быть. В полной мере – это будет явлено на тайной вечере при установлении Евхаристии. Но Господь говорит о своей Плоти, как о жизни, как о жизни вечной. И мы знаем, что мы вкушаем Его Кровь и Плоть, для того чтобы этим самым наследовать вечную жизнь. Можно много говорить об этом, но мне кажется, если мы попытаемся осознать то, что мы имеем, то в душе нашей должны засиять радость, ликование, благодарность Господу за то, что подает нам такие Дары. Дары, совершенно недостойные нас. Дары Он дает только потому, что любит нас, только потому, что все положил для того, чтобы мы были вместе с Ним и жизнь Свою для этого отдал. И вот теперь, соединяясь с этим Телом и с этой Кровью, как же мы должны осознавать, что соединяемся с Господом, как же мы должны знать о своем недостоинстве! Как бы мы не исповедовались, как бы мы не каялись, как бы мы не старались исправиться, мы все равно никогда в жизни не будем достойны вот тех самых Даров, Которые принес нам Господь. И поэтому самое правильное чувство, которое должно возникать в нас — это благодарность. И сама служба наша называется Евхаристией, или Благодарением Господу. От этого радость на нашей душе должна быть, и вот такие прекрасные чувства возникают, тогда, когда мы с благодарностью и осознанием собственного недостоинства приобщаемся Святых Христовых Таинств. Нам еще долго, наверно, предстоит идти по пути познания, что же такое Божественная Литургия, чтобы полностью понимать ее. Нам предстоит пройти путь, чтобы мы понимали, что только все вместе, приобщаясь Святых Христовых Тайн, мы становимся Церковью, мы становимся Телом Христовым. Еще долго нам идти по тому пути, когда родители будут не просто приносить своих младенцев на Причастие, но причащаться вместе с ними. Вот к этому надо идти и стараться этого достичь. А сейчас нашей радости и нашей благодарности Богу никто никогда не отнимет от нас. Аминь.