04.01.2022, Великомученицы Анастасии Узорешительницы

Проповедь, протоиерей Виталий Лихонин

Cоборование в Храме Рождества Христова, Мытищи

Протоиерей Виталий Лихонин

Дорогие братья и сестры! По Своему милосердию Господь оставил нам множество великих Таинств, в которых Он показывает Своё милосердие и любовь к каждому из нас. Одним из таких Таинств является Таинство Соборования. Таинство, в котором Господь даёт нам возможность не по нашим заслугам, не по нашим каким-то достояниям, а по милосердию Божию получить исцеление духовное и физическое. В этом Таинстве мы объединяемся в молитве. Объединяемся в едином порыве обращения к Богу, с просьбой исцеления последствий наших грехов. Каждый из нас понимает, что, к сожалению, как бы мы ни старались противостоять греховной жизни, – порой она настолько довлеет над нашими порывами и желаниями спастись, что перехлёстывает всё наше стремление к Богу. И вот Господь, видя наше к Нему стремление, принимает нас, как родитель принимает бегущих к нему детей. Господь каждому из нас даёт эту возможность, и мы должны помнить прекрасно, что Таинство Соборования не является механическим. После Соборования не наступает облегчение, как после принятия таблетки. Соборование – это молитва, ещё раз повторю. И здесь уместно вспомнить слова Апостола Павла: «По вере вашей дастся вам». Дорогие мои, наша вера – это главное условие того, насколько Господь будет откликаться на наши общие молитвы. И, собственно говоря, Соборование порой, бывает, действительно являет удивительные чудеса. Когда человек, имеющий продолжительное время тягчайшие болезни, является после Соборования исцеленным. Однако, бывают примеры и обратные, когда человек, длительное время молящийся об исцелении, этого исцеления не получает. И здесь повод задуматься, – с каким порывом веры человек обращается к Богу? Повторюсь в очередной раз – это не механическая песнь, а результат нашего с вами вместе молитвенного труда.

Существует добрая традиция, соединять Таинство Соборования с Причащением. Но нужно помнить, что стремясь единиться со Христом в Причастии, мы не должны относиться с небрежением к самому Христу. Есть у нас общее дело – Литургия. Оно так и переводится, – это слово, – общее дело. Общая молитва, Евхаристия, в которой мы объединяемся со Христом Таинством, в котором Господь нас буквально пронизывает, обымает, всех слитно собирает. Разумеется, к Таинству Причастия необходима подготовка, об этом тоже нужно помнить. Сейчас идёт Рождественский пост. Помимо поста, существует молитвенная подготовка, и частью этой молитвенной подготовки является посещение Богослужений. Дорогие мои, не нужно забывать, что полное Богослужение начинается с вечера. Богослужебный «день» – начинается, открывается вечерним Богослужением. Соответственно, утром Богослужение – это вторая часть, продолжение Богослужения. И вот, собственно, присутствие на полном Богослужении, является одним из подготовительных фрагментов для того, чтобы нам приступать к Причастию Святых Христовых Таин. Также нужно помнить, что когда человек Соборуется, было бы грубостью по отношению ко Христу, скажем так, – выжидать Причастия. Если мы подготовились к Причащению, мы подходим, Причащаемся, затем Соборуемся. Или в другой день Причащаемся, на следующий день. Но не выказываем какого-то медления, что ли. Получается очень неприглядная картина: Господь пришел к нам, чтобы спасти нас, – ибо только Причастие, Которое не доступно никакому творению, кроме человека (Господь Причастием пришел нас укрепить), а мы – медлим в этом, будто бы отодвигаем, и говорим: «Ты, Господи, посиди в сторонке, подожди, мы тут свои дела завершим, а потом пойдём к Тебе». Это грубость. Это непочтение ко Христу. Нужно помнить, что то, что дал нам Господь, даёт, попускает по своему милосердию, – это действительно Дары. Но мы забываем о том, что они могут быть у нас отняты. Мы уже стали забывать первую волну пандемии, когда многие Храмы были закрыты. Долгое время люди были лишены Причастия, абсолютно лишены. Дорогие мои, нельзя об этом забывать. Дар Божий – это счастье, и в нём медлить нельзя. Мы должны быть счастливы, мы должны быть как дети. Господь говорит: «Будьте как дети». Как дети направляются к чему-то желанному? Радостно, вприпрыжку, смеясь от радости – вот это состояние души, с которым мы должны приступать к Богу – ликуя, буквально подпрыгивая в душе от счастья, от осознания того, что Господь нас принимает. Не медля, не нагромождать каких-то ритуалов ненужных. Приступая ко Причастию, приступая к Соборованию, к Таинству исповеди, – не важно, – мы всегда с неким рвением, и одновременно с благодарением должны его принимать. Дорогие мои, сейчас Господь нам это даёт. Дорогие мои, мы счастливые люди. Мы очень счастливые люди, потому что у нас есть эти сокровища. Потому что мы можем быть объединены этими Таинствами – сейчас, здесь. Это счастье. Потому что Христос посреди нас. Храни Господь.