04.11.2018, Неделя 23-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии,в этот праздник Казанской иконы Божией Матери была прочитана притча о богатом и Лазаре. Хотелось бы внимательнее посмотреть на смысл этой притчи. Жили два человека, один был богат, прекрасно пиршествовал, проводил в достатке свою жизнь, а другой – нищенствовал. Как нищий, он лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи с его стола.

И вот, они оба, умирают. Вдруг бывший богач, находясь в аде, видит нищего Лазаря после смерти на ложе Авраамовом. Богач обращается к Аврааму: «…отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк.16, 24-31).

В этой притче очень много смыслов. Конечно, в первую очередь, нам открывается смысл, о котором сказано у апостола Павла: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал.6, 7-8).

Эта наша земная жизнь является определяющей для жизни вечной. Если мы будем стараться исполнять здесь то, что говорит Господь Иисус Христос, исполнять слова Божии, то будем мы после смерти на том лоне Авраамовом, о котором говорится в притче. Если же мы будем презирать ближних своих, то нам будет уготовано место мучений.

И, конечно же, притча говорит об идее Божественной справедливости, которую мы не найдем в этом мире, когда действительно, богатые и жестокие находятся на вершине этого мира, а праведные и добрые — внизу земного мира.Положение тех и других изменится, когда наступит жизнь вечная. Об этом тоже говорится в притче.

Есть в ней и смысл о значении веры в жизни человека, о том, что не чудесами дает нам Господь веру, ведь Он мог творить чудеса бесконечно, но, более того, Он творит эти чудеса, которыми наполнена наша жизнь, заметными лишь при внимательном к ним отношении. Мы же видим, что и у нас и у тех, кто нас окружает, вера не увеличивается, по большому счету.

Вера возникает от слышания слова Божия, от того, что мы в сердце впускаем это Божье слово и стараемся жить по нему. На самом деле, никакие чудеса никогда и никого не приведут к Богу, но приведет то самое движение сердца, которое открывается доброму и вечному участию Бога в нашей жизни.

Самый же главный смысл этой притчи – смысл о не любви. Если мы знаем, что есть притчи о любви, это притча о добром самарянине, это притча о блудном сыне, то в притче сегодняшней мы видим богача, у которого совершенно отсутствует чувство любви по отношению к ближним.

Лазарь лежал у его ворот довольно долгое время, богачу, и ходить то никуда не надо было, только перейти двор и накормить голодного, нищего Лазаря, помазать маслом его струпья, то есть поучаствовать в жизни Лазаря, но нет, никакого движения сердца к состраданию ближнего у богача, только упоение своим богатством, своим величием. У него было такое увлечение своей зажиточной жизнью, что он не допускал в свою жизнь и мысли о положении бедствующих, нищенствующих людей. Но получается, что он верил в благополучие своей жизни всегда, но без любви, без страха, без веры в Бога и Его Промысл о каждом человеке здесь, на земле и там, после смерти.Нам надо понять, что только любовь к Богу и нашим ближним, это одно может привести нас к спасению, а после смерти на то место, на котором оказался Лазарь.
Аминь!