04.11.2020, Празднование Казанской иконе Божией Матери

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим Праздником в честь Казанской иконы Божией Матери — события, важного для нашего народа и нашего государства.

Некоторые исторические вехи особенно важно рассматривать и знать глубину их таинственных событий для того, чтобы иметь ясное представление своего личного предназначения в истории нашего народа. И нужно сказать, что история явления Казанской иконы Божией Матери начинается в 1579 году, когда она была обретена, а буквально через несколько десятилетий, уже известная чудотворная икона эта Казанской Божией Матери участвует в событиях, очень трагических в истории нашего народа, когда началась смута и поляки захватили Москву и разоряли все окрестные области возле Москвы, принуждая многих православных людей к инославной вере, к различным непотребствам и многих умерщвляли. И вот неожиданное событие происходит: кажется, ничего не предвозвещало и не могло воспрепятствовать полнейшей гибели России. Вдруг святейший Патриарх Ермоген, находившийся в заточении, дает благословение! Этот праведник, находясь в муках, дает благословение русскому ополчению выступить против иноземцев и восстать в защиту своей Отчизны. Другому праведнику в сонном видении (это архиепископу Суздальскому) открывается видение, что из-за того, что все ополчение наложило на себя строгий пост и усердно молилось о победе над врагами, русской земле даровано освобождение от этого ига и Москва будет освобождена. Вот эта история, очень памятное событие, мною кратко изложенная — она имеет некоторые свои исторический уроки, которые нам нужно было бы знать.

Вообще историю трудно постигать, потому что она имеет 3 уровня познания. Первый, самый простой уровень — это знание хронологической последовательности событий и умение их как-то анализировать. Второй, более высокий уровень знания истории — он открывается, когда анализируется связь с нравственным состоянием народа или человека, в связи с которым происходят те или иные события. И, наконец, самый высший уровень знания и понимания истории — это когда человек проникает в тайны духовных законов, которыми и управляется мир, созданный Богом. И здесь вдруг неожиданно открывается совершенно иная картина. Так, древний пророк однажды произнес некую удивительную фразу. Он говорит: «Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается». Таинственное изречение древнего пророка открывает тайну закона, по которым возвышаются и разрушаются целые государства, общества, возвышаются и умножаются племена и народы, или, например уничижаются, сокращаются и гибнут. В нашем представлении по известной логике государство создается и управляется силою, могуществом, тиранией, властью, богатством, красотою, изяществом искусств или науки. И вдруг древний пророк говорит, что «во благословении правых возвышается град»! Здесь указывается на то, что наличие праведников в том или ином народе уже благотворно сказывается на всем народе. И есть еще необычное добавление — «благословение правых». Святые не только правильными советами, направляют волю народа к созидательной жизни, но и благословением. То есть всяким добрым словом, добрым советом, направлением к действию. Этим управляется и приводится к благочинию жизнь общества и, несомненно, к благоденствию. Совет и доброе благословение — оно начинается с родительского и завершается священническим и Божьим благословением, которое посылается тем, кто испрашивает его. И, несомненно, среди благословения праведного никогда вы не услышите никакого дурного или неприличного слова, в отличии от нашего нынешнего времени, где, как страшная зараза, распространяются самые отвратительные мерзкие слова. И здесь нам открывается закономерность: так же происходит и разрушение многих, даже самых могущественных царств и цивилизаций, о чем этот же пророк говорит: «усты же нечестивого раскопаются».

Кажется, малозначительная вещь — слово. Но усты нечестивые разрушают всякую нравственность очень быстро. И поэтому мы должны знать, что ни землетрясением, ни наводнением, ни огнем и мечом, ни коварством и хитростью падают и разрушаются государства, а от нечестия и зловредного беззакония и распространения пороков в обществе. Вот вам один из законов важных, который раскрывает древний пророк. И в другом месте другой пророк говорит еще об одной истине, важной для нас. Он сказал так: «Правда возвышает язык, умаляют же племена греси». Это тоже несколько неясное, но очень верное слово, изъясняющее точный закон: правда, если она существует в народе, и она не просто произносится, но возвещается и утверждается как некий принцип и закон в народе, то этот народ может возвышаться, укрепляться и жить в благоденствии, в счастье и в достатке. Как только нарушаются законы правды, то всякое общество — народ, племя, государство приходит к завершению своего бытия и разрушается в конец. Здесь даже есть некое указание, что племена умаляются из-за грехов. Посмотрите, как ясно и четко определена причина демографии любого народа и его исчезновения лишь именно тогда когда увеличиваются в народе грехи, общество становится способным истреблять само себя. Несомненно что тут есть тоже некая особенность в понимании. Бог, Который определил законы правильной и праведной жизни, несомненно, промыслом Своим управляет весь мир. Мы видим в истории — многие величайшие цивилизации гибли и падали, потому что этот закон в действии всегда. Народ или общество само себя наказывает тем, что отходит от правды и начинает нарушать и приводить в бесчиние свою жизнь. И когда начинают распространяться пороки и преодолевают страсти, тогда народ сам себя фактически вводит в область бедствия, потому что такой закон установил Бог. Всякий, отступающий от правды, становится в область страдания и скорбей. И вот, в отличии от человека, всякого, в отдельности взятого, который может получит возмездие и награду в этой жизни или в иной, будущей жизни, государство есть собрание каких-то людей или общества в одно единое управляемое сообщество. Оно является земным организмом, и его особенностью является то, что нечестие людей в этом обществе получает возмездие еще в этой жизни — в этой временной, земной структуре управления, которая именуется государством, потому что оно не имеет возможности перейти в вечность. И поэтому по законам, согласно которым управляется жизнь в государстве людей, оно получает возмездие от пороков, наказания, от всяких бедствий именно в этой жизни. И в этом особенность: во всяком обществе, в котором происходит развитие добродетели, и где народ держится правды, утверждается истина несомненно, потому что истина и правда не могут жить в отдельности.

Для нас, живущих сегодня, должно быть понятно, что и нам всем предстоит особая забота — хранить себя и своих детей от этого нравственного растления и посылать молитву к Богу о спасении нашего народа, потому что многократно история показывала, что когда молился весь народ усердно о спасении, то всегда получал помощь.

Сегодня мы, празднуя это событие — память прославления иконы Божией Матери Казанской, имеем еще раз возможность подтвердить не только перед нашими предками, но и помочь нашим потомкам укрепиться в истине, что не оставлена Россия, и Покров Божий и доныне пребывает над ней. Еще раз поздравляю с этим праздником, желаю вам помощи Божьей, мира и благоденствия!