05.03.2023, Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем! Сегодня Святая Церковь прославляет праздник Торжества Православия. Такое название он получил, потому что сегодня мы прославляем Святую Православную Церковь, которая непогрешима от времен апостольских и даже до сегодняшнего дня, и до скончания века будет сохранять святую Православную веру. Православная Церковь – это единственная путеводительница человека на Небо, в Царство Небесное. В своих таинствах и богослужении она сохранила во всей полноте то Божественное откровение и учение, которое принес на землю Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос.

Иисус Христос пришел на землю ради спасения человека. Он даровал нам Божественное откровение, и Своей крестной смертью засвидетельствовал истинность Своего учения. Раскрывая это учение, Господь хочет, чтобы люди принимали его не как хотят сами, а составили для этого определенное общество, именуемое Церковью. Господь, объединяя учеников, собирая вокруг Себя последователей, избрал из них двенадцать апостолов.

Сегодня на Божественной литургии мы слышали Евангельское повествование о призывании к апостольскому служению двух апостолов – Филиппа и Нафанаила. Господь, увидев Филиппа, говорит ему: «Следуй за Мной». И он, тотчас уверовав, последовал за Христом. Но когда Филипп нашел своего друга Нафанаила, и сказал ему: «…мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин.1:45), то Нафанаил, имея предрассудки, как и многие его современники, не поверил Филиппу. Филипп не стал убеждать его, а говорит: «Иди и посмотри!». Нафанаил пошел ко Христу, и когда пришел к Нему, Христос сказал: «…вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин.1:47). Эти слова заинтересовали Нафанаила, он спросил Христа: «Почему ты меня знаешь?». И Господь отвечает: «…прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин.1:48). Этими словами Христос свидетельствует, что Он знал Нафанаила даже от младенчества, знал его как человека простого, но доброго, стремящегося к истине. Нафанаил, удивленный словами Христа, отвечает: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49). Так Господь призвал на апостольское служение Нафанаила. И вот из таких простых рыбарей, Господь начинает созидать святую Свою Церковь – из людей простых, но мужественных, искренних и честных. Потом эти апостолы пошли по всей Римской империи, чтобы принести людям слово Божественного учения о спасении. Своими страданиями за Христа они засвидетельствовали человечеству, что учение Христово – это истина, вечная истина.

Господь, созидая Свою Церковь, дал обетование: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Но ад никогда не был равнодушен к Церкви Христовой, и от начала и до сего дня, и даже до скончания дней он будет бороться с Церковью. Эта борьба началась сначала в лице синедриона, – священников иудейских, а потом на Церковь обрушился весь языческий мир Римской империи, стараясь стереть её с лица земли.

Ад никогда не был равнодушен к Церкви, даже когда в IV веке христиане получили свободу вероисповедания. Появляется множество ересей, всевозможных ложных учений, стремящихся опять сокрушить Церковь, уже изнутри. Такой страшной бедой была иконоборческая ересь. И сегодня Святая Церковь празднует победу над этой ересью с благодарностью Богу, и именует сегодняшний день Торжеством Православия, а в кафедральных соборах в этот день совершается особый богослужебный чин «Торжество Православия».

Иконоборческая ересь появилась в начале VIII века, как заблуждение, утверждающее, что поклоняться святым иконам, Кресту – это неправильно, это идолослужение. Сначала это был спор между защитниками и противниками иконопочитания, но потом этот спор перешел в ожесточенную борьбу. Сторону иконоборцев поддержали некоторые Византийские императоры. Таким был император Лев III Исавр, он был императором с 717 по 741 годы. Такими же были императоры Константин Погонат, Лев Армянин. При помощи государственной власти иконоборцы уничтожали иконы, врываясь в храмы и дома. Тех, кто защищал иконы, отправляли в ссылку или убивали. Такая борьба продолжалась более ста лет и закончилась тем, что Церковь восторжествовала. Иконоборческая ересь была преодолена с Божией помощью.

Что же дало нам иконопочитание? Каждый верующий человек, видя иконы в храмах, и у себя дома, может представить, что было бы с нашими храмами, если из них убрать иконы, крест, убрать всякую святыню. Они превратились бы в холодные здания, чуждые всякому Духу Истины. Святые иконы освящают и наполняют наши храмы благодатью Божией и святостью. Но эта победа далась Церкви нелегко, множество защитников иконопочитания пострадало в это время. Такие, как преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Феодор Начертанный и его брат преподобный Феофан Начертанный. Преподобным Феодору и Феофану за ревностное отстаивание почитания икон, иконоборцы раскаленным железом выжгли на лице знаки. А преподобному Максиму Исповеднику вырвали язык, чтобы он не говорил, и сослали в ссылку. И защитникам иконопочитания предлагалось оставить почитание икон, и перейти на сторону иконоборцев, на что преподобный Феодор Начертанный сказал: «Это подобно тому, как если бы кто-то снял с меня голову и предложил идти туда, куда я хочу. Отторгнуть нас от Православия невозможно, как невозможно поменять местами небо и землю». Сказав так, он предал себя в руки иконоборцев.

Так созидалась и утверждалась Святая Православная Церковь. Она созидалась на мужественном исповедничестве, на дерзновенной любви к Богу. Святая Церковь была проникнута любовью к Богу и Истине, утверждалась исповедничеством и мученичеством, и никогда Святая Православная Церковь не стояла на пути лжи и обмана. Никакие церковные блага не давались человеку путем лицемерия и не покупались путем измены Христу, уклонением от исповедничества. Святая Церковь никогда не стояла на пути малодушия. Это была, есть и будет Церковь людей мужественных, сильных духом, мучеников. Всё наше личное, лукавое, грязное, земное, что есть в каждом человеке – всё это чуждо Церкви. Мы можем принести всё это в Церковь только для того, чтобы в ней покаяться и очиститься от всякой скверны плоти и духа. Христианин, православный человек, призван радоваться, потому что мы знаем: как бы далеко мы ни ушли от Бога, уподобившись тому блудному сыну, как бы глубоко ни ввергал себя человек в бездну погибели, в бездну греха, он знает, что есть на земле то место, куда он может прийти, и там очистить себя от всякой скверны плоти и духа, и убелить себя даже до Небесной чистоты, до святости. В Церкви имеются все средства для этого.

Сегодня, прославляя Бога и Святую Церковь, будем чаще вспоминать, что какие бы бури и гонения ни обрушивались на Церковь, они никогда её не победят: «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Господь утверждает Церковь, освящает её Своей пречистой Кровью, Он же есть и глава Церкви. А посему зная это, будем почаще приходить в храм Божий, каяться во грехах своих, и просить у Бога всякой помощи для жизни по Бозе, помня о том, что Церковь утверждена Богом на земле для того, чтобы спасти человека, но при условии, что человек будет вверять себя водительству Церкви. Вне Церкви нет спасения, говорят святые люди. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Только не удаляйтесь от Церкви и вы спасетесь!» А посему мы должны твердо верить Церкви, не распыляться в жизни, а утверждаться в её учении. Тогда Церковь доведет нас до цели нашей жизни – Царства Небесного.

С праздником вас, друзья!