06.03.2022, Прощеное воскресенье. Чин прощения

Проповедь, протоиерей Виталий Лихонин

Протоиерей Виталий Лихонин

Дорогие братья и сестры! Чин прощения, установленный древними египетскими монахами, и воспринятый христианскими общинами, дошел до нас через два тысячелетия, практически без каких-либо изменений. Современному человеку, стоящему на пути воцерковления, на пути шествия к Богу, может казаться странным обычай испрашивать друг у друга прощения пред наступлением Великого поста для нашей современности, которая обеспечена многообразными средствами коммуникации, многообразными возможностями человеческого общения. Однако, даже видя всё это изобилие, дарованное нам Богом, мы должны где-то с упрёком и страхом, обратясь к себе, вспоминать – когда мы, имея всё это изобилие, общались с нашими друзьями, близкими, знакомыми?

Прощеное воскресенье, прежде всего, подвигает нас ценить то общение, которое у нас есть…

Порой, на исповеди приходится слышать слёзы людей, говорящих о том, что своих родителей они слышали, видели едва ли ни месяц назад. Дорогие мои, повторюсь, – имея всё то изобилие телефонов, интернета, компьютеров, планшетов, которые нам Господь даровал, мы, к сожалению, не используем их для преумножения нашей духовной связи, нашего общения, для преумножения передачи той любви, заботы, внимания, которые мы испытываем к нашим близким, друзьям. Многих друзей мы буквально забываем, и лишь порой, в преддверии Великого поста, многие люди начинают обзвон знакомых, которых год не видели, с обращением: «Прости меня, пожалуйста!». Дорогие мои, Прощеное воскресенье не ставит своим центром испрашивать прощения у тех людей, которых вы не видели год. Прощеное воскресенье, прежде всего, подвигает нас ценить то общение, которое у нас есть, ибо образ египетских монахов, показывает нам страшную картину: они испрашивали прощение друг у друга потому, что расходясь в пустыню для духовного подвига, могли не вернуться. То есть, полагая, что длительное время живя рядом друг с другом, они могли иметь некие грехи, повреждающие душу ближнего своего, но не замечали их. Это свойственно и нам. И наши родные, близкие, знакомые, по своей любви к нам закрывают на это глаза, прощают. Но грех остается. И вот в таком случае, наше прощение будет уместно звучать. Но только оно должно звучать не раз в год, конечно же, – в Прощеное воскресенье, а в любой тот момент, когда мы можем открыть для себя это общение. В любой момент. Потому что в любой следующий момент нашей жизни, мы можем эту связь утратить. Мы можем потерять для себя людей. Вовсе не обязательно я говорю о смерти людей, нет. Люди исчезают из горизонта нашего общения навсегда. Переезжают в другие города, меняют адреса, телефоны, и пропадают для нас. Исчезают. И сколь ценной в этом ракурсе представляется каждая минута нашего общения. Общения с теми, кто сейчас пока ещё рядом с нами, и, пока ещё вживую, мы совместно можем помолиться. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Вот те люди, которые рядом с нами – близкие, с кем мы общаемся, знакомые, друзья – нас объединяет Христос. И пока Он нас объединяет, нашей заботой должно быть всё большее и большее сближение.

Поэтому день Прощеного воскресенья говорит нам о времени, о ценности тех моментов, когда мы есть рядом друг с другом…

Большее проявление любви христианской, любви той, о которой говорил Христос: «По тому будут видеть, что вы Мои ученики, что вы будете любовь между собой иметь». Как любовь людей проявляется? В заботе, во внимании, в некоторых фразах, показывающих волнение наше за здоровье человека, о его работе, семье. Это, казалось бы, привычные всем фразы, но каждый из нас прекрасно может различить, когда эти фразы звучат от сердца, а когда они звучат неким ритуалом. И вот когда от сердца – это та самая христианская любовь. Она у нас есть, дорогие мои, это сокровище нас не оставляет. Мы должны им делиться. Мы должны обымать им всех. И тогда мы действительно будем ощущать себя Телом Христовым. И тогда действительно, мы будем чувствовать единство во Христе. Не себя, просто как верующего человека, а Церковь Христову – Церковь с большой буквы. Это великолепное чувство. Оно порой нам открывается. Вне всякого сомнения, это, как правило, случается на большие праздники. В дни больших праздников – Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха Христова, – когда мы, объединённые любовью к Богу, радостью празднуемого события, восхваляем – если говорить о Пасхе – Воскресшего Христа, приветствуем друг друга древним приветствием: «Христос воскресе! Воистину воскресе!». И это даёт нам чувство, каждый из нас его переживает. Ярче, более тускло – не важно – но мы переживаем. Это для нас образец. Образец,  которого мы должны держаться. Дорогие мои, это всё возможно каждый день, если мы будем держаться. Поэтому день Прощеного воскресенья говорит нам о времени, о ценности тех моментов, когда мы есть рядом друг с другом. Когда у нас есть молитва тех, кто рядом с нами, кто в чём-то может быть нашей опорой тогда, когда мы вдруг падаем. А мы всё равно падаем, потому что человек слаб, и по слабости своей, мы порой забываем посмотреть вниз, и спотыкаемся. Но вот заботливые чьи-то руки, любящие руки, подхватывают нас, воздвизают, и плечом к плечу шествуют дальше. Вот эти плечи, эти руки нужно помнить, нужно хватать эти руки и благодарить.

Никто никогда не имел столько даров, сколько мы имеем сейчас…

День Прощеного воскресенья, в какой-то мере для нас, современных людей, может быть и днём радости. Именно благодаря тому изобилию средств коммуникации, которое Господь нам даровал. Мы в мгновение ока можем связаться с человеком, который сейчас находится в Южной Америке, в Бразилии, в дебрях, в джунглях. И пообщаться с ними. У нас есть дарования, о которых даже не мечтали древние люди, когда не́кто, сидя в Иерусалиме у Гроба Господня, может общаться с человеком, стоящим в одном из мытищинских храмов. Это счастье дорогие мои, это радость, за которую нужно благодарить Бога. Никто никогда не имел столько даров, сколько мы имеем сейчас. Так нам нужно их использовать, дорогие мои, по полной использовать. Видеть, слышать. Слышать молитвы людей.

Дорогие мои, нужно ценить это счастье. Нужно жить этим счастьем. Потому что то, что Господь даровал – это не заслуга наша, это Его милость…

А мы, в дни карантина, уже успели познакомиться с таким великолепным дарованием, как трансляция богослужений. Когда слово Божие не уходило мимо нас, за закрытыми дверьми храма, а входило в каждый дом через экраны телефонов, планшетов, компьютеров. И это слово Божие может звучать на русском языке, на английском, на французском, на еврейском, на китайском языке. Слова молитвы Христу, слова любви, слова молитвы к преподобному Ефрему Сирину, которую сейчас мы с вами читали. И вместе поклоняясь Христу, мы можем удивительное воспарение духа ощущать, понимая, что в момент молитвы, мы, – все мы, – верующие на Руси, верующие в Соединённых Штатах Америки, в Китае, в Индии, – мы вместе. И это, повторюсь, дорогие мои, – это счастье. Поэтому, день, который традиционно связан со скорбью, это ещё и день счастья нашего. Мы можем это счастье нести в себе, каждый день. Мы можем общаться с людьми каждый день Великого поста. И вспомнив некие недостойные поступки, испрашивать прощения каждый день Великого поста. Представляете, какое у нас счастье? Причём у людей, которые практически на любом расстоянии от нас. Дорогие мои, нужно ценить это счастье. Нужно жить этим счастьем. Потому что то, что Господь даровал – это не заслуга наша, это Его милость. И понимая, что это просто Его милость, человеколюбие, представляете, насколько горячей должна быть наша благодарность, что при всех наших падениях и недостоинствах, Он нам преподал столько даров, столько благ? И многие молитвы, Великопостные, если внимательно их прочитать, как раз и будут созвучны нашим сердцам. В них будет покаяние за содеянные грехи, и благодарение за то милосердие Божие, которое Он оказывает нам каждый день нашей жизни. И, памятуя о возможности ежедневно вспоминать о том, насколько мы можем быть не правы в общении с людьми, которые нас окружают, я тоже хотел бы испросить прощения у тех людей, прихожан, с кем мы вместе, плечо к плечу, сердце к сердцу, многие дни, многие прошедшие годы были в храме, и кого я лично мог задеть неосторожным словом или делом. Простите меня, дорогие мои!