07.07.2020, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Проповедь, протоиерей Виталий Лихонин

Протоиерей Виталий Лихонин

Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодня в евангельском чтении вы слышали довольно странно звучащие слова. Пророк Захария, возглашая о своем родившемся сыне Иоанне, говорит, что он «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их». Звучало это странно, ибо весь народ во времена те полагался верующим. Не было нигде человека, который бы не исполнял предписанное законом. Более того, наиболее известна была, лидирующая в этом исполнении партия фарисеев – политическая партия. Как же мог Иоанн обратить верующих людей к Богу, в Которого они веруют?

Здесь уместно вспомнить слова нашего современника, довольно-таки известного подвижника благочестия архимандрита Тихона (в схиме Пантелеймона) Агрикова: «Правила не делают нас праведными». Эта беда древности, к большому нашему сожалению, как ржавчина, въедается и в нашу современную жизнь. Очень часто, как древние люди, так и современные, как в кокон, вматывают себя в паутину правил. Собственно, истинную веру свою, настоящую религиозную жизнь оставляют в забвении. Человек совершает всё по расписанию, но вот верой он не живет, Богом не живет. Человек делает нужное количество поклонов вместо того, чтобы помнить о том, за что и как мы вообще должны поклоняться Богу. Были случаи в православном храме, когда священнослужители вопрошали людей, совершающих земные поклоны – за что конкретно вы совершаете сейчас поклоны? Внятного ответа никто дать не смог. А это беда, дорогие мои, это беда, когда совершается ритуал, но не совершается жизнь во Христе.

Я думаю, многим из нас знакома книга «Моя жизнь во Христе» Святого Праведного Иоанна Кронштадского. Дорогие мои, мы должны ЖИТЬ во Христе, не маршировать строгим строем во Христе, а ЖИТЬ во Христе. Это не значит, что мы должны отмести любые законы и правила. Это говорит о том, что мы должны жить всем стремлением ко Христу, во Христе законом, правилами, теми словами Божиими, которые мы все читаем в Священном Писании. Вот это как раз и тяжело. Поклоны делать – не тяжело. Прочитать в день 15 акафистов – не тяжело. Но вот тяжело прочитать один акафист — прочитать так, чтобы душа и рыдала, и ликовала, вознося славление Богу или какому-либо святому. Это очень тяжело, очень сложно. Но зато, я думаю, каждый верующий человек хотя бы раз в жизни испытал то невероятнейшее счастье и ликование, когда молитва шла душой, когда что-то делал не по расписанию, а по душе, по велению души.

Пост, который сейчас мы все соблюдаем, дан Господом для того, чтобы именно в это время мы могли большие вершины взять, большие горизонты открыть для себя духовные. Это не приказ свыше — с начала поста всем поститься, а кто не постится – гореть в аду. Бог есть любовь. Об этом нам не нужно забывать. Именно по любви дает Господь пост. Не для того, чтобы громом и молнией испепелить нас за нарушение, а по любви Своей дарует нам возможность шагнуть в большее, вместо одного шага к Богу сделать сразу три. Это дар, это счастье! Человек может воспользоваться этим счастьем, а может его проигнорировать. Но оно дано нам, каждому из нас – счастье молитвы на богослужении. Оно дано, в принципе, любому человеку. Кто-то может воспользоваться им, кто-то пренебречь. Воспользовавшись, человек может душою ликовать о присутствии Господнем, памятуя слова Христа: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Дорогие мои, во время молитвы общей Христос посреди нас, Он с нами, Он вокруг нас и рядом с нами! Это чудесно, это радостно! Вот этим должны быть заняты наши мысли на богослужении. Не тем, сколько свечек какой иконе поставить, не тем, к каким иконам подойти, а к каким не подойти, не тем, где в храме стать – слева или справа, а радостью! Войдя на богослужение, мы соединяемся со Христом. Все вместе мы едины со Христом. Я думаю, любой верующий согласится, что это счастье. Господь с нами, как бы не были мы не достойны, как бы не была слаба наша молитва, но в молитве общей Христос всегда будет посреди нас. И этот дар, дорогие мои, нужно хранить, нужно радоваться.

И повторю то, с чего я начал свою проповедь: дорогие мои, мы должны жить во Христе, жить. Правила должны нам помогать, должны служить ориентиром, дорожными знаками, но вера должна быть живой, искренней, исходящей из сердца, вера, для которой не суть важно — три молитвы «Отче наш» человек прочитал, следуя правилу Серафима Саровского, или же он прочитал десять молитв «Отче наш», потому что ему захотелось так, потому что душа просит этой молитвы.

Дорогие мои, давайте будем следовать за Христом, и вера наша будет живая, и тогда многие люди вокруг нас, смотря на верующих людей, на православных будут видеть не ретрограда, не консервы запечатанные двухтысячелетней давности, а жизнь, живую реку, живую воду, которую Господь может дать каждому человеку. Эта живая вода даст спасение, даст жизнь вечную с Богом и в Боге.

Поздравляю вас всех, дорогие мои, с Престольным праздником нижнего предела нашего храма! Молитвами Крестителя Господня Иоанна, как нашего старшего брата во Христе, мы сможем сделать то, на что, может, и наших сил не хватает, и,конечно же, многие святые вместе с Иоанном Крестителем будут ходатайствовать о нас , помогать нам , поддерживать нас в столь тяжелом пути спасения. Храни Господь!