09.02.2020, Неделя о мытаре и фарисее

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено притче о мытаре и фарисее, и Божественная Литургия предлагает нам вдуматься в эту притчу.

Господь говорит о том, как два человека пошли помолиться в храм – фарисей и мытарь. И фарисей, став перед Богом, говорил: «Господи, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди — обидчики, прелюбодеи, злодеи, разбойники. Я соблюдаю всё заповеданное, не делаю ничего плохого и за это Тебя славословлю». И, по слову Спасителя мытарь, не смея даже глаз поднять наверх, только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив буди мне грешному!»

И вот нам предлагается посмотреть внутрь себя и понять — не то же ли мы на самом деле. Веками воспитанные на христианской культуре, мы учились говорить правильные слова и порой по несколько раз в день произносим: «Боже, милостив буди мне грешному». Но, если посмотреть внутрь себя, то окажется не так всё просто. Мы можем сознавать себя людьми грешными, мы можем искренне каяться на исповеди, мы можем действительно на словах считать себя ниже других людей, но где-то в подсознании (может быть даже сами мы не можем этого осмыслить) таится тот самый фарисей, о котором в притче говорил Христос. В другом месте Господь говорил, что по плодам познаётся душа человеческая и его сердце. Давайте посмотрим на то, как мы порой себя ведем. Мы бываем очень нетерпимыми к другому мнению. Нам кажется, что мы мыслим лучше всех остальных, правильней и совершенно не слышим порой человека, который находится в это время близко с нами. Мы порой очень любим учить других людей, может, сами не исполняем чего-то, но зато мы знаем, как правильно и стараемся это сказать тем, кто окружает нас. Мы нетерпимы к падениям и грехам того человека. Поистине, здесь вспоминаются другие слова Христа о том, что мы видим «сучок в глазе своего брата, а бревна своего не замечаем». А теперь представьте себе, если эти проявления будут реализованы в нашей хотя бы семейной жизни, или с друзьями, или с родными нашими, или с детьми. Ведь может порой получиться так, что вместо доброго чего-то (научение, желание оградить кого-то от греха) мы можем сделать только хуже. И здесь вспоминается пословица, что порою благими намерениями вымощена дорога в ад. Мы стараемся вести в рай наших ближних, но порой забываем, что рай находится внутри нас, и здесь уже можем его стяжать, а не за гробом, и создаём вокруг себя адскую обстановку. Порой с нашими людьми не хочется и общаться. Вот здесь, в нашем храме, немного семей, когда бы пришёл муж, жена и дети. Но, поверьте, если бы мы вели себя по-христиански и жили по-христиански, старались всё исполнить по Евангелию, то мы привели бы сегодня в храм и жен, и мужей, и наших детей, потому что все бы последовали за нами. С человеком евангельской кротости и вот этого самого мытарева смирения хочется всегда быть рядом, близко, хочется самому чему-то научиться от таких людей. И благодать Божья, почивающая на них, влечёт и к ним, и к духовной жизни тех, кто их окружает. Достаточно посмотреть на наших праведников. Сколько они народу привели к Богу через то, что сами стали праведниками, сами стали святыми людьми! Давайте задумаемся над этим, братья и сёстры. Фарисеева гордыня мешает жить и нам самим, и тем людям, которые находятся вокруг нас. Давайте постараемся предстоящим постом что-то сделать с этой гордыней, чтобы не по словам только, а по самой сути своей из глубины своей души, из глубины своего подсознания искренне воскликнули, поверив Богу: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Аминь. С праздником!