10.01.2021, Неделя 31-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Сколько существует человечество на земле — всю историю оно ищет и стремится построить рай на земле, общество благоденствия. В своем уповании, что это достижимо, общество интеллектуальных особей одержимо буквально одной диавольской идеей, что для этого позволительно проливать человеческую кровь. Корни этого порока уходят в глубокую древность, и с тех пор на алтарь этой борьбы за земной рай было положено бесчисленное количество жертв, пролиты реки человеческой крови и, тем не менее, человечество ни на шаг не приблизилась к своей мечте.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали об истреблении Иродом 14 тысяч младенцев. Это одно из трагических событий, поражающих своею жестокостью, лежащее в основании христианской эпохи. Множество вопросов ставит оно. И один из самых актуальных и трудных: что же дало человечеству явлении в мир Мессии? Если Он Бог, почему Он не прекратил рабство, не истребил болезни, не дал людям бессмертие, не прекратил войны, разрухи, голод, бедствия и т.д.? Почему не дал людям счастье, мир, достаток — всё то, что так ищет всё человечество все века? Но и после пришествия Христа на земле продолжаются бедствия и войны, голод и разруха, болезни и страдания, рабство и смерть. Здесь множество трудных вопросов, но разрешаются с предельной ясностью той сути, для чего Христос пришел на землю.

Древние мудрецы имели догадку, что гроб не есть последнее пристанище человека, что нечто важное скрывается в самом человеке, оно таинственно и могущественно и способно менять не только самого человека, но и влиять на весь окружающий мир. Потому на портике дельфийского храма было начертано: «Познай самого себя». Уже в ту эпоху знали, что возможно быть богатым и счастливым при условии «бедности в вожделениях».

В христианскую эпоху тайна внутреннего мира открывалась ещё яснее. Обладая свободой воли, человек обнаруживает в себе постоянное противоборство страстей, пороков и добрых качеств. Многомятежное непостоянство человеческих мыслей и желаний неукротимо. Желания человеческие растут в геометрической прогрессии, по мере исполнения одних простираются к другим. И в этом св. Отцы видят причину всех мятежей, войн, убийств, революций, волнений в обществе и всяких нестроений. Они указали, что внутренний мир ничем материальным насытиться никогда не может, так как это неестественный род пищи.

Другой проблемой человека является то, что, проникая глубже в тайны мироздания, человек должен иметь и соответственное нравственное совершенство. Многие тайны человеку не полезны и даже опасны. Если это равновесие в человеке не будет достигнуто, то необузданная воля человека может быть страшнее ядерной бомбы.

Отсюда становится ясно, что даже если будет достигнуто самое высокое благосостояние и благоденствие общества или государства — оно не способно принести мир и счастье, пока не будет изменен дух человека и не изменится внутренний его мир.

Внутренний мир человека есть бездна, ничем мирским ненасыщаемая и потому не дает удовлетворения ни от каких исполненных страстных желаний человеческих. Более того, страсти вносят в душу человека мучительнейшие страдания и состояния.

Вот здесь и важно человеку увидеть, что Христос пришел на землю, чтобы открыть падшему человечеству суть спасения. Она заключается в исцелении души человека от гибельных страстей. А потому и закон, данный нам в Евангелии Самим Богом, обращен к внутреннему миру человека. Сами заповеди Божии открывают человеку не высокие идеалы, но всего лишь нормальные и естественные свойства человека.

Святые Отцы, усматривая самую суть и причину бедствий человечества, указывают, что она лежит в необузданной свободе и произволе человеческом.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что «свобода человеческая, неустроенная и необузданная, является Матерью всех зол». Концом этой необузданной свободы является жесточайшее рабство всем порокам, бедствия и страдания в обществе, и вырождение человека в зверя. Закономерность это подмечена давно нашими славянофилами. Иван Аксаков говорил: «Человек, сбросив с себя образ Божий, неминуемо сбросит и образ человеческий и возревнует об образе зверином».

Для того и пришел Христос, чтобы исцелить душу человека и даровать ему возможность достижения духовной и нравственной чистоты. Только в таком случае человек становится способным созидать общество благоденствия на земле. Внутреннее совершенство приносит человеку глубокое удовлетворение и мир душевный. Он огражден от различных падений правильно воспитанной свободой. Он довольствуются тем, чем обладает, и благодарит за всё, что дает Бог. В онтологическом смысле Бог дает всегда человеку лучшее и больше того, чем сам человек может вместить и воспринять.

Будем помнить об этом, и благодарить Бога за всё ниспосылаемое нам — как радости, так и скорби, которые воспитывают наше сердце. И опыт будет подсказывать нам, что даже к тому, что нам кажется благом в этом мире, прикасаться надо с величайшей осторожностью. С праздником Рождества Христова!