10.05.2015 Воскресная проповедь

Протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

В беседе с самарянкой, которую мы сегодня слышали при чтении Евангелия, Господь наш Иисус Христос научает нас с вами, как мы должны с вами поклоняться и молиться Богу. «Бог есть Дух,- говорит Он,- и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине». Когда мы с вами дома или в храме, стоя перед святыми иконами, изображаем себе крестное знамение, преклоняем перед ними наши колена, совершаем земные поклоны, возжигаем перед ними свечи, лампады, украшаем храм, когда мы совершаем поклонение, чествование только внешнее и наружное, такое поклонение не есть поклонение в Духе и Истине, и не есть это даже сама молитва, только внешняя принадлежность самой молитве. Тогда только эта молитва будет иметь цену, когда она будет выражением нашего с вами внутреннего духовного настроения, душевного стремления к Богу. Истинная, святая и спасающая нас молитва- это возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степени это тогда, когда душа человека возносится к Богу, входит в тесное общение с Богом, беседует с ним и становится как бы един дух с Господом. И таким образом испытывает с ним не земное, а небесное блаженство и радость. Если мы с вами, молясь Богу, произносим молитву устами, но при этом не внимаем тому, что наши уста говорят, то как можем надеяться на то, что Бог будет внимать нашим молитвам. «Как ты хочешь,- говорит Блаженный Августин, -чтобы Бог услышал тебя, когда ты сам не слышишь, что перед Ним говоришь». Сам Господь осуждает таких холодных, ленивых, не внимательных к молитве. «Приближаются ко мне люди сии, устами и языком чтут меня, но их сердце далеко отстоит от меня, тщетно чтут меня».

Наши души развлекает во время молитвы эта суета, наши земные заботы, которым мы уделяем столько времени и сил, греховные помышления, все это от того, что мы приступаем к молитве без благоговения. Без предварительной подготовки к ней, молитва наша будет невнимательной и рассеянной, когда мы приступаем к ней после каких то дел, после пустых разговоров, плотских удовольствий, которыми наполнено наше воображение. Приступая к Богу, христианин должен спросить себя, напомнить себе, к Кому он приступает, чтобы излить перед Ним свои прошения, благодарения молитвословием. Приходя в храм Божий, христианин также должен напоминать себе, что храм- это место особо благодатного присутствия Божия, где с нами вместе невидимо молятся ангелы с небес, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит за кладезем и датися вснедь веку. Господь повелевает нам поклоняться в Духе и Истине. Это не то, как мы с вами хотим, как умеем, но поклоняемся Ему в Истине так, как научает нас сам Бог своим примером, как установили Святые Апостолы, святые люди, как призывает нас , исполнять это святое дело Святая Церковь Христова. Бог есть Дух, как говорил Господь самарянке, Ему поклоняться надо в Духе и Истине. Что значит поклоняться Богу духом?

По большей части мы с вами поклоняемся Богу, собираясь в храме Божьем. Но поклоняемся ли мы и здесь ему в духе? Если наши молитвы не усердны, невнимательны и рассеяны, то даже если мы осеняем себя крестным знамением, но при этом не питаем чувства благоговения перед Богом, думаем совсем о другом, телом присутствуем в храме, а духом нашим путешествуем, находимся на торжище мира сего, то очевидно, здесь духа как раз то и нет, он не присутствует здесь. И, напротив, когда дух наш невидимо беседует с Богом, соединяется со всеми горними святыми силами, со всеми святыми, когда возносится от земли горе, от предметов видимых к невидимым. Становится един дух с Богом парит дух в мире духовном. Такая молитва есть поклонение Богу духом. Но поклонение Богу Духом тоже будет недостаточным, если в этом не принимает участие наше тело. Апостол Павел повелевает: «Прославляйте Бога в делах ваших и душах ваших». Мы с вами есть существа двухсоставные, состоим из тела и души и, следовательно, и то и другое должно молиться, должно поклоняться Богу. Если такое поклонение есть, то оно истинно и правильно, это то самое поклонение, которому научает нас сегодня евангельское повествование о беседе с самарянкой Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь! !