11.02.2018, Неделя мясопустная, о Страшном суде

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали чтение притчи Спасителя, которую мы называем притчей о Страшном суде, но, несмотря на такое название, несмотря на то, что Господь говорит о конце времен, когда все люди предстанут перед Богом, все равно — эта притча о любви.

Слышим в сегодняшнем Евангелии: « Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Мф.25, 34-46).

И это значит, что Господь настолько Себя соединяет со своим творением, настолько Он близок к каждому человеку, что трудно в этом мире найти аналогию этому. Как сказано у апостола Иоанна Богослова: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин.4, 10).

Представим себе, что кто-то плохо или хорошо относится к нашим детям, а мы все, и верующие, и неверующие, или к какой другой религии принадлежавшие, мы все — дети Отца Небесного. И вот мы отвергаем человека, который сделал нашим детям зло или же отнесся несправедливо, предвзято к ним, или может быть, чем-то обидел их. В то же время мы радуемся за того человека и стараемся быть ему ближе, который помогает нашим детям, который учит их, который лечит их, который каким-то образом стал им близок.Вот также и с Отцом нашим Небесным.

Святой евангелист Иоанн Богослов не зря говорит: « Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин.4, 11). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1Ин.4, 20).

Мы здесь собрались потому, что мы действительно возлюбили Бога. Что значит возлюбить Бога? Господь говорит на это: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите…Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня, А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя» (Ин.14, 15-21).

И действительно невозможно возлюбить Христа, невозможно к Нему прийти, как только через Евангелие, через Его слова, Его притчи. Все, что от Него — только с любовью – с любовью к Отцу Небесному, к человеку и, причем эта любовь не разделяется, она едина и, либо она есть, либо ее нет.

Вся наша церковная аскетика, вся наша церковная жизнь, направлены к стяжанию только этой добродетели. Все добродетели просто вторичны по отношению к любви, и все богослужения, и все монашеские подвиги, и все наши посты сводятся только к одному — сумеем ли мы возлюбить, сумеем ли в сердце своем зажечь божественный огонь. И да будет нам в помощь предстоящий пост, потому что накануне Великого поста Господь напоминает нам притчей о Страшном суде о самом главном – о возрастании в любви. Мы можем воздерживаться в пище, часто исповедоваться и причащаться, но братья и сестры, нам всегда надо помнить – помнить о суде нашей совести и наличия в нас любви.
Аминь!