12.02.2023, Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня, в преддверии Великого Поста, Святая Церковь предлагает нам на Божественной Литургии послушать притчу о блудном сыне. У одного почтенного человека было два сына. И вот один из них, обращаясь к отцу, говорит: «Дай мне часть имения, которое мне положено, и я пойду, проживу жизнь так, как мне хочется». Здесь, конечно, надо обратить внимание на реакцию отца. Он не стал с ним разговаривать, не стал его упрашивать, не стал на него давить и ругаться. Он смиренно сделал так, как просил его сын.

Сын уходит и начинает жить так, как ему кажется правильным. Но жизнь эта была разгульная, наполненная страстями, жизнь в свое собственное удовольствие. И естественно, что очень скоро кончились деньги. Этот человек стал нуждаться, голодать. Как же так, ведь у него все было и, вдруг, ничего нет, он ничего не умеет и не знает, что делать. И его посещает мысль: «Возвращусь к отцу моему. Я уже недостоин называться его сыном, но я попрошусь в наемники, потому что они имеют всё, что нужно для жизни». Сын возвращается, и отец с радостью встречает его, бежит навстречу, хотя тот был ещё далеко. Отец устраивает пир, и слышать не хочет о том, чтобы сын стал наемником. Он простил его и принял в свои объятья.

Дорогие братья и сестры, нам надо понять, что Христос принес нам не какой-то новый свод правил, не новые законы. Он нам даровал новую жизнь. И недаром в крещении, когда человек погружается в купель, то считается, что он умирает для жизни ветхой и рождается в жизнь новую. Дело в том, что Господь дарует нам эту жизнь, жизнь, наполненную светом, радостью, любовью, прощением. И эту самую жизнь в этой самой притче отвергает сын.

Нам надо осознать, что мы, как этот сын, постоянно предаем эту новую жизнь, дарованную нам Богом. Мы своей самостью, своей суетой, своими желаниями, своими страстями уходим «на сторону далече». Мы расточаем ту самую новую жизнь, которая нам дана в крещении. Мы предаем её фактически, и оказываемся далеко. Хотя внешне мы и совершаем какие-то христианские действия: мы приходим в храм, соблюдаем посты, стараемся молиться, но это происходит настолько периодически, это настолько не главное в нашей жизни, что, действительно, речь идет о возвращении «из страны далече» к той самой жизни, светлой и чистой, которую нам с радостью обещает Отец.

Великий Пост считается Церковью путем, возвращением нашим «из страны далече» в Отчий дом, в тот Отчий дом, где воскресший Христос собирает всех за Своей трапезой, за Своим пиром; где радость, мир и праведность в Духе Святом – это обычное состояние души человеческой. Будем помнить об этом, дорогие братья и сестры. Постараемся пройти этот путь Великого Поста, постараемся не оставаться в этой мрачной жизни, которую мы сами порой себе устраиваем. Будем идти к радости и свету, будем идти к жизни с Богом в Духе Святом. И тогда действительно этот пост станет нашей дорогой в Царство Небесное. Аминь.