12.02.2023, Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Таин, Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. Сегодня за Божественной литургией мы с вами слышали Евангельскую историю, бессмертные слова Христа Спасителя о блудном сыне. Эта притча бессмертна, потому что в ней рассказывается история сегодняшнего дня. Надо только понять эту притчу.

Сын уходит от отца, и уйдя из дома, он заблудился, сбился с дороги, встал на путь распутной, разгульной жизни. И смысл этой притчи – вечная история: уход человека от Бога, от Отца Небесного. С какой поразительной точностью каждый штрих, каждое слово этой притчи иносказательно повествует нам историю ухода души от Бога, от Отца Небесного.

У отца было два сына, и младший хочет уйти, а иносказательно уходит от Бога. Ум молодой, незрелый, самонадеянный, кичливый, – уходит от Бога. Человек, не имеющий опыта в жизни, но крайне самоуверенный, мнящий о себе, что он – центр вселенной, бросает, подобно блудному сыну, вызов Богу. Уйти собирается не старший сын, а младший: уходит от Бога ум юный, незрелый, который отвергает от себя всякое руководство выше, и хочет быть сам, только сам руководителем и созидателем своей жизни.

Кто-то сказал, что первую половину жизни человек живет, чтобы разрушать свою жизнь, а вторую половину – чтобы каяться в этом. Сын предъявляет отцу требование: «Отдай мне моё». Здесь иносказательно указывается на причину, которая уводит человека от Бога. Происходит ложное самоутверждение человека в жизни: то есть человек ложно, фальшиво представляет себя не только в жизни, но даже может быть во вселенной. Он хочет изъять себя из этой цепи, из этой целесообразности, которую утвердил Бог, выделить себя в отдельное звено. И это уже глупость, и притча указывает на это. Сын потом пожалел, что ушел. Даже в экономическом плане – выгодно ли это для человека? Разбей, разрушь, отдай мне моё, – то, что созидалось веками, годами, созидалось добре, правильно и твердо, – теперь отдай мне моё.

И это происходит в жизни многих людей. Человек в своей самонадеянности и ограниченности часто забывает о том, что наши человеческие силы, способности – это дар нам, и мы – не хозяева этого. Всё это дается нам во временное пользование. Всевозможные человеческие таланты – премудрость, гениальность, красота – всё это дар от Бога человеку. И человек только призван этим пользоваться, не столько для себя, сколько для других. Следовательно, отрыв всего этого от почвы, на которой выросло всё человечество, от Бога, – абсурд, безумие, грех, уход от Бога.

И далее притча показывает нам, что же из этого получилось. Человек, самоутвердившийся в жизни как некое ценное и прекрасное, как он думает, он уходит от Бога «на сторону далече», как говорит нам Евангелие, уходит в неизвестность, надеясь только на себя, не имея никакого руководителя или путеводителя. Он начинает расточать то, что дано ему от Бога, оставаясь даже без пропитания. Так и душа, если уходит от Бога, то начинает не созидать, а только расточать. Прекращается её наполнение жизненной энергией, которая дается нам от Бога. От Бога нам дано всё, и дано только к пользе, к добру, к созиданию вечной жизни.

Далее притча говорит, что, уйдя из родительского дома, младший сын пожалел об этом. Так и душа человека: если она уйдет от Бога, со светлого истинного пути, выпадет из цепи целесообразности человеческой жизни, она непременно уйдет от Бога на сторону далече, и запутается в тех дебрях, в которые она сама себя ввергла. Эти дебри – грехи. Дальнейшая жизнь младшего сына – это только служение плоти. И как христиане, всякий раз читая эту притчу, должны как-то напоминать себе и делать немало, чтобы не уйти с этого пути истинной жизни. А этой жизнью для нас для каждого является только Бог. Слава Богу, что этот евангельский блудный сын опомнился и вернулся к Небесному Отцу.

Но мало бывает в человеческой жизни, когда человек уйдя от Бога, возвращается к Богу. Всякий грех очень цепок, и уйти от доброй жизни большого труда не составляет, но чтобы вырваться из когтей дьявола и вернуться на путь доброй христианской жизни, от человека требуется немало труда и подвигов. Жизнь многих святых указывает нам именно на это. Мы должны стремиться и прилепляться жизнью к тем людям, которые вели жизнь чистую, святую, непорочную. Такими были святители Христовы Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это светильники, со всех сторон указывающие нам своей жизнью, трудами и подвигами в Боге, как христианин должен созидать свою жизнь здесь, на земле, всесторонне утверждая её во исполнение заповедей Божиих, таким образом снизводя на себя от Бога благодать Божию, спасающую нас. Если мы ушли от Бога через грехи, то надо найти в себе силу воли и мужество вернуться на путь доброй жизни, оставить служение плоти и в покаянии и сокрушении вернуться к Отцу Небесному со словами блудного сына: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобою. Прими меня кающегося, прими меня не как наследника, а как последнего раба».

И тогда пусть будет уверен каждый человек, что если он вернется к Богу, то Всещедрый и Всемилостивый Бог выйдет нам навстречу, объемлет нас Своими объятиями, простит нам всякие грехи, вернет всё сполна и устроит пир радости. Ибо сказано в Священном Писании: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк.15:7). Пусть никто не смущается, читая Слово Божие, слушая притчу о блудном сыне, что как бы мы с вами грешны ни были, если мы повернемся лицом в сторону Бога, сделаем хотя бы малый шаг, и Бог выйдет к нам на встречу, простит нам всякие грехи вольные и невольные, объемлет нас Своими объятиями, которые есть любовь и всепрощение и сделает нас сынами, наследниками Царства Небесного! Аминь.

С праздником вас, друзья!