12.03.2023, Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Иерей Алексий Крикунов

Во вторую седмицу Великого Поста Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы. Этот подвижник жил в первой половине XIV века и среди авторов святоотеческой литературы он известен как учитель молитвы. Великим Постом нам будет полезно узнать о некоторых особенностях его учения, – о такой важной добродетели, как молитва. Святые отцы говорят, что какой бы подвиг ни совершал человек в своей жизни, этот подвиг всегда будет связан с необходимостью иметь чистую молитву.

Известно, что святитель Григорий Палама побывал на Афоне, и там узнал об особой молитвенной практике афонских старцев, при которой человеку открывался благодатный свет. Они называли его Фаворским. Эта практика была настолько удивительна, что вызывала много споров. Святитель, познакомившись с этим образом молитвы, признал его правильным, и на соборе старцев убеждал всех и говорил, что такой подвиг молитвы – правильное учение святых отцов, которое с древних времен передавалось через многие поколения от наставников к ученикам.

К сожалению, эта практика особой молитвы в наши дни совершенно неизвестна среди современных христиан, и даже в монастырях о ней мало известно. Если кто-то начнет сейчас говорить о какой-то духовной практике, то у всех на слуху более известны знания о  каких-либо восточных практиках. Они более связаны с индуизмом, буддизмом, исламом,  практиками северных шаманов.

Православные христиане почти ничего не знают об афонском молитвенном делании святых отцов, знание о котором не только хранится в творениях святых отцов, но и тщательно разработано и исследовано. Многие поколения святых отцов молились такой молитвой. Здесь мы сталкиваемся с таинственным учением, которое в греческой терминологии называется исихазм. Слово «исихия» по-гречески означает безмолвие, отрешенность. Тот, кто узнает ближе это учение, открывает для себя множество удивительных тайн, о которых не слышал и не знал раньше.

Молчание – это начальная ступень безмолвия, которая помогает понять суть и смысл таинственного учения о молитве. Святые отцы говорят, что безмолвие есть матерь молитвы. Начальный этап безмолвия – молчание. Оно означает, что человек начинает разумно и осторожно относиться к словам  и приучается к молчанию. Святые отцы говорят о молчании удивительные вещи. Преподобный Пимен Великий говорит: «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Он же добавляет: «В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем — молчание».

Но святые отцы также утверждают, что не всякое молчание полезно для человека. Авва Пимен Великий говорит: «Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды такового тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души». Святые отцы указывают, что если  при молчании человек не имеет внутреннего труда над собой и определённой благой цели, то оно бесполезно. Они дают возвышенное понятие о правильном молчании. Когда человек это понимает, ему легче понять, что такое безмолвие. По словам святых отцов, безмолвие – удивительное состояние, и в нем для человека открываются таинственные, важные вещи. Святитель Григорий Палама в своем труде посвятил безмолвию целую главу (Слово 42, «Умное безмолвие»).

Обратим внимание, что все восточные духовные практики не предусматривают и не требуют от человека внутренней духовной чистоты и нравственной жизни. Они упоминают об этом, но не настаивают. Другое отличие восточных практик от православного учения о безмолвии вот в чем: человек может входить в таинственную духовную область, но не подозревает, какие духи общаются с ним. При этом он рискует подпасть под влияние злых духов.

Древняя христианская практика, связанная с безмолвием, специфична. Она и называется «умным безмолвием», потому что проходит под благодатным Божиим воздействием. Здесь человек занимается внутренней работой не ради душевного покоя и комфорта, а ради общения с Богом. Духовное безмолвие не связано с местом, где находится человек. Каждый должен понимать, что ни далекая пустыня, ни уединенный монастырь, ни келья не доставят человеку этого безмолвия, потому что оно связано с его внутренним миром. Поэтому, каждый человек, даже находясь в самом шумном городе, на самой сложной работе среди многочисленных сотрудников, способен приобретать и сохранять безмолвие. Что же оно есть на самом деле? Святые отцы говорят, что безмолвие бывает внешнее и внутреннее. Внешнее безмолвие связано с необходимостью приведения своего внешнего поведения в благочинное состояние внешних чувств. Внутреннее же безмолвие есть благочиние помыслов, которое по святоотеческому учению имеет высочайшую ценность, является достижимым для каждого и зависит только от личного произволения человека. Оно дает человеку возможность, при соединении ума и сердца, в согласии и безмолвии внутри себя совершать краткую Иисусову молитву. Это тайное делание описано в трудах святителя Григория Паламы. Каждому человеку этот подвиг не только возможен, но и предписывается святыми отцами, как способ подняться на следующую ступень  молитвенного делания, не оставляя и обычных молитвенных правил дома и в храме. Аминь.