12.03.2023, Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днем, с окончанием второй недели Великого Поста. И пусть милостью Божией, Его же и помощью, мы с вами, положив начало доброе Великого поста, достойно звания христианина проследовали бы это поприще даже до Святой Пасхи, только утверждаясь в вере в Бога нашего Иисуса Христа к делу спасения души.

Всякий раз, когда мы с вами читаем Слово Божие, мы открываем для себя что-то новое. Сегодняшнее Евангельское чтение не является исключением. Господь приходит во град Капернаум, и о Нем уже знают все жители этого города. Если мы обратим внимание на Евангельскую историю, то заметим, что в Капернауме Господь более всего совершил чудес, и сегодняшнее Евангельское чтение является подтверждением тому. Господь проповедует Слово Божие, о Нем узнают, вокруг Него множество народа. Приносят четверо расслабленного на носилках. Этот человек не мог говорить, но всё видел, всё понимал, всё слышал. Из-за многолюдства они не могут войти в дом, и через крышу дома спускают его к ногам Христа Спасителя. Многие думают, что Господь исцелил этого несчастного человека по вере принесших. Он его исцелил по вере и принесших, и по его вере. В Евангелии не говорится, чтобы этот расслабленный где-то противился и не хотел, чтобы его несли к Богу. Даже когда его со всеми неудобствами опускали через дыру в крыше, он молчал. И как говорит Евангелие, Господь, видя веру их, – не только принесших, но и этого человека, – говорит ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои. Встань, возьми одр твой и иди в дом твой». Этим Господь напоминает нам, что причиной многих болезней и скорбей человека являются грехи. А посему надо убрать из своей жизни причину, и тогда следствия тоже исчезнут.

Чтобы понять, какие разрушительные, гибельные действия производит грех на природу человека, надо знать, что такое грех. Грех – это прежде всего, нарушение Божиих заповедей, нарушение тех нравственных норм, которые Бог положил для доброго жития нашего. Грех – это духовный яд, духовная пагуба. И как в наше физическое тело входит яд, он там производит всевозможные болезненные возмущения, и заканчивается это смертью. Подобное можно сказать и о душе. Когда в неё входит духовный яд, всякая лукавая, греховная мысль, в душе происходят всевозможные волнения, начинают бороться между собою воля, чувства, мысли, желания. Душа пылает пламенным огнем. И это происходит до тех пор, пока страстное влечение сердца не победит голоса совести и не ввергнет душу в бездну греха.

Душа, отпавшая от Бога, лишается живительной благодати и силы от Господа, и становится мертвой. Как бы мы ни стремились исцелить тело от яда, пока он там – исцеления не будет, надо убрать оттуда яд. Так и отравленная грехом душа. Единственное средство спасения и исцеления – изъять яд греха из души через покаяние на исповеди. Совесть человека после исповеди оживляется через прощение и помилование, и вновь обретает силу и свет, а душа человека через наитие Святаго Духа освящается и возвращается к доброй жизни по Бозе. Грех – это сеть, которой дьявол уловляет человека в свою волю. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8), – говорит Священное Писание. Этой сетью дьявол сначала возобладал над нашими прародителями, а затем и над всем родом человеческим. И оплетши этой сетью греха всё человечество, он держал его в адовых узах, до того времени, пока Господь наш Иисус Христос не расторгнул эти узы, не разорвал их Своим Крестом, и даровал всем желающим путь покаяния.

Господь одержал победу, избавил человека от власти дьявола, а далее человек уже свободно, сам, по своей воле, снова и снова заходит в эти сети дьявольские, обольщаясь этой ложной сладостью греха, снова предается во власть дьявола.

Может ли человек сам избавиться от греха? Нет, сам человек от греха избавиться не может. И вся история Ветхого Завета свидетельствует нам о том, что Господь, даруя человеку Завет, Он тем самым указывал человеку на грехи, запрещал человеку грешить, открывал человеку его жалкое внутреннее нравственное состояние, но силы для добродетельной жизни Ветхозаветный закон не давал человеку. И он не освобождал человека от власти греха. Это сделал только Христос Спаситель, это сделал только Новый Завет. Пока человек не может освободиться от власти дьявола, – он дружит со грехом. И единственное средство, чтобы избавиться, уйти от этого жалкого плачевного состояния – это покаяние, обращение ко Христу и всецелая преданность воле Божией.

Грех – это стена, разделяющая человека с Богом, стена, воздвигнутая грехами человека. Высоту и неприступность этой греховной стены Господь разрушает Своими Крестными страданиями, смертью и Воскресением. Человек, опять же по своей воле, вновь и вновь греша, воздвигает эту стену и лишает себя света и Богообщения. Единственный выход – чтобы каждый человек узнал и запомнил, что без Бога мы от грехов не освободимся, какие бы старания мы ни прилагали, как бы ни старались себя понуждать, пока Бог Своей помощью не придет к человеку в борьбе со грехом, человек бессилен. Дьявол может на время оставить человека, как будто делая вид, что человек освободился от греха. Если человек не обратится к Богу, дьявол видя, что человек не обращается к Богу, может оставить человека, но может в любой момент вернуться и снова издеваться над человеком, а в конечном итоге отправить его в вечную погибель.

И выход из этого положения и такового состояния – исповедь и причащение Пречистого Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. Если мы исповедуем Ему свои грехи, – говорит нам Слово Божие, – то Он, будучи верен и праведен, очистит нас от всякого греха.
Само собой разумеется, что для христианина исповедание грехов должно быть полным, чистым и искренним. Каждый должен идти на исповедь, хотя бы немного заставляя себя исправить свою жизнь. Далее, после исповеди, убирать грехи из своей жизни и души. Если же человек приходит на исповедь, кается во грехах, но не полагает твердого намерения исправляться, то грехи снова возвращаются к нему. Это равносильно тому, как если бы мы говорили Богу: «Господи, мы слышим голос Твой, сознаем себя грешниками, но остави нас пребывать во власти дьявола, в сетях его».

Господь наш Иисус Христос – это премилосерднейший небесный самарянин, и Он врачует каждого грешного человека, если человек омывает свои грехи в купели покаяния. И животворящая Кровь Бога и Спаса нашего Иисуса Христа только тогда утверждает нас в добром житии, утверждает на пути в Царство Небесное, если мы подходим к Чаше, искренне раскаявшись в своих грехах, чтобы испросить у премилосердного Бога милости и пощады. С таким осознанием своего бесконечного недостоинства мы должны подходить к Чаше. И ни в коем случае мы не должны говорить: «Я считаю себя недостойным, поэтому не причащаюсь» – это дьявольское наваждение. Такового не может быть, мы все грешные, только Бог безгрешен. Мы должны прибегать к Богу, чтобы освящаться от Его бесконечной святости. Апостол Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). А посему зная это, мы должны причащаться Пречистого Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа, и тогда Господь пребудет с нами, и Своей бесконечной милостью и Своим бесконечным человеколюбием Он помилует, пощадит и сделает нас наследниками Царства Небесного. Аминь.

С праздником вас, друзья!