12.09.2021, Неделя 12-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали евангельский рассказ о беседе богатого юноши со Христом. Что сделать мне доброго, чтобы наследовать вечную жизнь? – этот вопрос задает юноша Спасителю. Этот же вопрос задаем себе и мы всякий раз, когда задумываемся о собственной жизни и смерти, когда размышляем о вечности. И со страниц Писания получаем знакомый ответ: «Если хочешь быть совершенным – продай твое имение, раздай нищим, приходи и следуй за Мной». Слышим также еще более известные слова Господа об отошедшем и опечалившемся юноше: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное». А ещё: «Невозможное человеку возможно Богу».


Чаще всего этот эпизод комментируется в том ключе, что для того, чтобы улучить спасение, необходимо быть бедным, не иметь ничего своего, а если и имеешь, то раздать. Но только ли об этом сегодняшний евангельский рассказ? Если мы еще раз обратимся к тексту, то заметим, что на прямой вопрос о том, что необходимо для того, чтобы иметь вечную жизнь, Господь говорит о соблюдении заповедей, данных Богом народу Израиля: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя». И лишь на дальнейшее вопрошание юноши, который не удовлетворен таким, как кажется ему, простым ответом, Христос говорит «раздай имение».


То есть, для того, чтобы наследовать счастливую, блаженную вечность во Христе Иисусе безусловно необходимо соблюдение заповедей. Соблюдение Божественного Закона уже является путём в эту вечность. Для любого человека. Как пишет апостол Павел в послании к Галатам, «для эллина и иудея, для раба и свободного, для мужеского пола и женского» (Гал. 3:28) и можно продолжить для богатого и бедного. Но, говоря о Царствии Божием, которое для человека может наступить уже здесь и сейчас, которое «внутри вас есть» (Лк. 17: 20–21) и которое наступает не после смерти, но раскрывается в сердце преображенного человека уже при жизни, Господь говорит о более сложном пути. Путь этот – путь свободы от земных обязательств и от связывающих сердце статусов. Ведь в евангельском смысле «богатым» можно быть не только деньгами или имением. Богатство – это все то, о чем каждый из нас может сказать «это мое». Это все то, что может связать человеческое сердце, не позволяя обрести свободу, чтобы быть способным пойти за Христом уже сегодня. Это может быть привязанность к кому-то из людей, привязанность к своему образу жизни, даже самому благочестивому. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: талантам, способности замечательно вести хозяйство, а может и духовным дарам — способности чувствовать других. Можно не иметь богатого имущества, но быть привязанным к собственному статусу, к репутации, к общественному мнению, к особому отношению других, к собственным принципам и идеалам, в конце концов, к собственной красоте. Вот как раз неспособность отказаться от чего-либо, что связывает наше сердце и осложняет для нас вхождение в Царствие Небесное. Потому что Божие Царство – это, в первую очередь, царство любви и свободы, а не царство собственничества. В нем нет ничего «моего», но есть Бог и Его любовь к нам.


Услышав слова Христа о верблюде и игольном ушке, апостолы, как пишет евангелист, ужаснулись в изумлении: кто же тогда может наследовать Царство Божие? Для них, жителей иудейской среды, где богатство человека было явным признаком благословения Бога человеку, слова Господа Иисуса переворачивали картину мира. Ведь вспомним историю Ветхого Завета – там всюду говорится о том, как Господь благословляет праведников богатством, стадами, рождением детей.

Для нас, как и для учеников Христа, Его слова о том, что для Царства Небесного необходимо добровольно лишиться всего своего, чего мы достигали, возможно, всей своей жизнью, покажутся неприемлемыми. Почему так? Скорее всего, потому что в Царствии Божием свои законы, которые отличаются от законов привычной нам жизни с ее субординацией, принципами и правилами. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10: 15). «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9: 35) и еще множество подобных вещей, которые очень сложно сочетать с земным богатством, с славой земной, со статусом в обществе. Все это сложно понять умом и еще сложнее исполнить. Понимается же это, в первую очередь, верующим и доверяющим Богу сердцем.


По благости Божией, при условии стремления жить праведной жизнью, соблюдать заповеди, верить в Бога и творить добрые дела, даже наши нынешние привязанности не препятствуют жизни вечной. Потому что невозможное для людей возможно для Бога. Ибо Господь не хочет нашей гибели. Он хочет, чтобы мы спаслись. И Сам Он сделал все ради этого. Ждет Он теперь только нас и выбор за нами.
Аминь.