14.08.2022, Неделя 9-я по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) Честны́х Древ Животворящего Креста Господня

Проповедь, иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня первый день Успенского поста, и в этот день Церковь совершает празднество в честь воспоминания Изнесения Животворящего Креста Господня. Этот праздник отсылает нас к традиции, которая бытовала в Константинополе: в этот день Крест Господень проносили по улицам города ради поклонения людей этой великой святыне, ради освящения местности и предотвращения болезней, которые умножались к концу лета. С этим воспоминанием связано и ещё одно, значительно более важное для нас событие: согласно летописям, именно в этот августовский день совершилось крещение наших предков в водах Днепра при святом князе Владимире. И, конечно же, вместе с воспоминаниями о традиции ушедшей Византии и крещения Руси, сегодня мы вспоминали и евангельские события, которые связаны с Крестом Господним, – события взятия Христа Спасителя под стражу, суда над Ним и смерти на Кресте. Именно об этом мы слышали за Литургией евангельское повествование.

Господь Своей волей избрал крестную смерть ради нашего спасения. Особым образом Церковь напоминает нам об этом в дни Страстной седмицы, когда священник после богослужения произносит отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения…». В этом вольном принятии на Себя крестной муки и смерти, крестного поношения, и заключается спасительная жертва Христа по отношению к человеческому роду и Его искупительный подвиг.

Крестом Господь явил, что Его любовь всегда доходит до конца, и что в Своей любви к человеку Он способен принять даже то, что совершенно несвойственно Ему – а именно смерть. Господь принимает человеческую смерть на Себя для того, чтобы дать человеку Свою жизнь. В этом смысле образ креста является для нас уже не образом страшной казни, не образом орудия смерти, а образом дара жизни, который мы получаем благодаря любви Бога к каждому из нас.

Это та любовь, которой Бог возлюбил мир так, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы мир был Им спасен. И когда мы носим на себе крест, когда мы осеняем себя крестным знамением, когда крестами мы украшаем храмы или ставим крест на могилу христианина, мы непременно свидетельствуем именно об этой непостижимой Божественной любви.

Всякий раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Бог приносит нам в дар Самого Себя. И мы, принимающие этот Божественный дар, должны быть готовы ответить Ему тем же. Предадим, братья и сестры, в руки Божии нашу жизнь. Явим и мы Ему свою любовь, в первую очередь, через деятельную любовь к ближним. Ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, «…кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего…но будет делать ему всякое добро, вспоминая о Том, Кто сказал: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

Аминь