15.04.2018, Антипасха, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Проповедь, Протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас братья и сестры с воскресным днем и попразднством великого праздника Пасхи Господней. Первый воскресный день после Пасхи святая Церковь именует Антипасхой, что в буквальном смысле значит – вместо Пасхи. В этот день совершается торжественное богослужение, поется величание Господу Иисусу Христу.

Вчера мы с вами пели величание в этом храме и иногда эту неделю называют еще неделей новой или неделей Фоминой. Через семь дней после Своего Воскресения Господь вновь является своим ученикам ради одного своего ученика Фомы, которого не было со всеми перед этим явлением, когда ему говорили ученики, что видели Господа, но он отвечал: ««…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.21, 25). И вот Христос приходит после Своего Воскресения, когда и Фома со всеми учениками. Почему Фома не поверил апостолам, почему вместо того, чтобы получить порицание за свое неверие, он получает такую милость – Господь приходит ради него.

Об апостоле Фоме в Евангелии говорится очень мало. Так именно апостол Фома, узнав о смерти Лазаря, обращается к своим друзьям, ученикам Христа: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин.11, 16). Он так говорил потому, что знал, что повсюду иудеи ищут смерти Христа и тех, кто с Ним. И его слова «умрем с ним» — как понять? С кем он зовет умереть –с Лазарем или со Христом? Со Христом. Такие слова не часто можно услышать из уст людей, и такие слова люди не забывают и не забывает Сам Бог.

Такие же слова, что не поверю, пока не увижу, говорят очень многие люди, которые не ищут ни истины, ни Бога, ни спасения и не способны на многое ради пользы ближнего своего. Таким людям Господь не является, дабы не умножить в них богопротивление, когда они не могут защитить ничем явленные им истины. Господь явился Фоме, так как Фома, не зная о победе жизни над смертью, был готов умереть за Христа. Ведь апостол Фома решил для себя, что если не со Христом жить, то лучше умереть.

Господь является ученикам на восьмой день своего Воскресения и сразу обращается к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20, 27). На это апостол Фома восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20, 28). На что Христос, как бы укоряя его, говорит: «Ты уверовал, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.21, 29). Фома был настолько обрадован Христу, что этот укор был для него ничто, он был готов на любые подвиги, на любой труд, чтобы показать и явить Христу свою любовь.

И мы из его жития знаем, что Фома, как говорит святитель Иоанн Златоуст, прежде имевший самую малую веру из всех апостолов, по благодати Божией, явился более мужественным и твердым в деле проповедования слова Божия среди языческих народов.

Апостол Фома проповедовал Евангелие в Эфиопии, Мессопотамии, Палестине , современном Ираке и даже дошел до Индии, всюду свидетельствуя людям об Истине, о явлении Бога Спасителя. В городе Мелиаполе он своей проповедью обратил ко Христу жену и дочь правителя этого города, за что был посажен в темницу, и претерпел все возможные страдания и мучения за Христа и, наконец, он был исколот копьями, приняв за Христа мученическую кончину.

Мы с вами, братья и сестры, можем тоже достигнуть блаженства в Боге, если не видя Его, будем иметь веру в Него, если вопрос веры и не веры, будет для нас вопросом жизни и смерти. В том то и состоит блаженство, чтобы встретить Господа, не как свидетельства от кого-то, что Он есть, а как величайшего нашего Друга, о Котором истомилась наша душа. Так апостол Фома увидел Господа Воскресшего и свою веру подтвердил всей своей жизнью,следуя за Христом. Блаженны будем и мы, если, не видев Христа, будем верить в Него с надеждой обретения вечной жизни с Ним. я нас.
Аминь!
Христос воскрес!