15.05.2022, Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Божественной Литургии мы слышали с вами Евангелие об исцелении Христом расслабленного человека, который лежал около купели 38 лет. Как говорит евангелист, раз в год в эту купель сходил Ангел, возмущал воду, и тот, кто первый входил в эту купель, – получал исцеление. Господь, видя немощь человека, и то, что ему никто не может помочь, сказал: «Встань, возьми одр твой, и иди в дом твой». Человек исцелел. Это было в субботу. И опять это вызвало конфликт между фарисеями и Христом. Потому что, по их словам, не должно было ни исцелять человека, ни исцелённому брать постель в этот день, потому что для иудея суббота – был день священный.

И иногда задумываешься, как же так могло происходить: фарисеи, книжники, саддукеи, – все видели о том, что творит Христос – о том, что Он исцеляет, о том, что Он воскрешает, о том, что Он творит многие чудеса, и при этом они цеплялись за какую-то субботу, постоянно обвиняя Христа то в безбожии, то в том, что это Он делает силою князя бесовского. Но почему же они не видели очевидное? Нам кажется порой это очень странным. Но дело в том, что иудейская религия, была вся построена на обряде: можно было только «то и то», нельзя «это и это», и иудей правоверный должен был выполнять все предписания закона. Иначе, он считался человеком неверующим, отверженным; иначе, он считался просто безбожником.

Мы думаем, что здесь речь о фарисеях. Но не только о них. Нам надо очень внимательно посмотреть на себя, – не делаемся ли мы исполнителями закона, только уже христианского? Но не в этом суть. И тот Ветхозаветный закон тоже был законом Божественным, как и наш христианский, тоже Божественный закон. Это закон одного и того же Бога, только закон до Христа, и закон после Него.

Нам надо внимательно смотреть на свою духовную жизнь, потому что, давайте посмотрим хотя бы на то, как мы постимся. Ведь в посте, главное для нас пища, и поэтому мы соблюдаем только форму. Эти фарисеи тоже соблюдали форму – нельзя было в субботу ничего делать, нельзя было выполнять какую-то работу. Много запретов было в этот день. Но делалось это внешне, без внутреннего совершенно содержания, а если мы постимся без внутреннего содержания, то не становимся ли мы похожими именно на них? Ведь, если внимательно посмотреть, пища – это главное для нас во время поста, во время постных дней. Вот недавно закончился Великий пост, и мы все с вниманием соблюдали пост в пище. Но сколько же можно говорить и с амвона, сколько можно цитировать святых отцов, о том, что пища находится совсем на последнем месте. Мы с вами слышим на богослужении дивные стихиры о том, что пост – это перемена нашего ума, о том, что пост – это покаяние в наших грехах, о том, что пост – это стяжание добродетели, о том, что пост, это прежде всего отношение к нашему ближнему, о том, что пост – воспитание любви. И лишь в самую последнюю очередь пост – это соблюдение особой диеты. И получается, что мы соблюдаем форму, но не имеем содержания.

И если мы посмотрим на нашу духовную жизнь, то получится, что не только постом, а и во многом другом мы подходим формально к тому, что являться должно бы внутренним и главным для нас. Если мы возьмём любой аспект нашей Церкви, любое богослужение, любое Таинство, – мы с вами должны понять, что главное в нём – суть и глубина, а не соблюдение и исполнение. Вот давайте посмотрим и подумаем, – ведь иудеи соблюдали всё очень строго и правильно, но в то же время человек, расслабленный, лежал около купели 38 лет, ему было буквально некому помочь, для того, чтобы опустить его первым в эту купель. И зачем тогда соблюдение субботы? Зачем другие правила, если мы не становимся, соблюдая эти правила, людьми? И ведь тоже самое может быть у нас: мы много чего соблюдаем, но как же мы относимся к нашему ближнему, с каким же, порой, недобром, с непрощением, с неснисхождением мы говорим, думаем, и делаем дела в отношении наших ближних. Вот об этом надо задуматься. О том, что фарисеев распяли очень строгие исполнители иудейского, Божественного закона. Потому что он превратился для них только в форму. Как бы нам не наступить на эти грабли, как бы нам не повторить эти ошибки, как бы нам пробраться к самой сути нашей веры, которая зиждется на воскресении Христовом, на радости, на любви, и прежде всего на отношении к нашему ближнему. Аминь. Христос Воскресе!