15.05.2022, Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех я вас, братья и сестры, поздравляю с праздником, с воскресным днём, а причастников ещё и с принятием Святых Христовых Тайн.

Если каждого из нас спросить – кто из нас хочет быть больным? Все мы с вами дружно ответим: «Никто не хочет». Кто из нас хочет быть здоровым? Все мы с вами хотим быть здоровыми. И где взять это здоровье? Это здоровье, – оно даётся человеку от Бога во Святой Церкви Его, и сегодняшнее Евангельское чтение Апостольских Деяний напоминает нам об этом, – о даровании здравия расслабленным больным людям от Бога.

Апостол Пётр исцеляет расслабленного Энея в городе Лидде. Лидда – это современный израильский город Лод, в котором 8 лет Эней лежал расслабленный, парализованным на постели. Апостол Пётр, именем Бога исцеляет его.

И в Иерусалиме, Господь Иисус Христос, пришедый на вторую Пасху, исцеляет расслабленного, который 38 лет лежал в крытых ходах у Овечьих ворот в Иерусалиме. Возле этих ворот находилась купальня, по-еврейски она называлась Вифезда – Дом милосердия, в которой омывали жертвенных животных – барашков, и далее – в Иерусалимский Храм в принесение в жертву. Пусть никто не думает, что эта купель была закрытая вода, прудик небольшой, это проточное место, там, где тёк большой ручей, и в этом ручье омывали этих животных. И по временам в этот водоём сходил Ангел Господень и возмущал воду, то есть освещал её. И тот, кто первым из больных входил в неё, тот получал здравие, и исцелялся от любой болезни. Господь пришёл в Овечью купель, увидел этого расслабленного, который 38 лет лежал больным, и говорит ему: «Хочешь ли быть здоровым?», он отвечает: «Так, Господи». Он уже знал, этот расслабленный, называя Христа Господом, ибо молва о Боге прошла уже везде, даже по всей Сирии (свидетельствует нам Апостол Матфей). И он знал. А кто знает лучших врачей, как не больные? И этот человек говорит: «Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода». Господь говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной встал, взял свою постель и пошёл. Господь исцеляет его всесильным Своим словом, и это великое утешение для каждого христианина.

И здесь же добрый пример в назидание даёт нам с вами вот этот расслабленный. Трудно себе представить, что происходило возле этой купальни. Когда Ангел возмущал воду, там стремился каждый попасть первым в эту воду чтобы исцелиться. Мы с вами, когда знаем, что всем нам достанется, и тем не менее – тесним, толкаем друг друга, стремимся первыми получить вот это дарование. Возьмём, к примеру, когда нас окропляют Святой Водой, вот здесь в храме, – каждый стремится побыстрее. А там один человек всего исцелялся, и особенно было трудно слабым. На что было надеяться этому человеку? Но, тем не менее, он из года в год не отходил от этой купальни. Если бы его спросили – на что он рассчитывает, он бы ничего не ответил. Но он знал, что здесь действует особая сила Божия. А посему, надо быть ближе к этому месту, где можно получить исцеление. Он не знал, и его надежда была сильнее всякой надежды. Он не знал, как это совершится, но знал, что Бог не оставит его. Уже это было в Ветхом Завете, где люди ничего не знали, кроме земной жизни, и ничего не видели, кроме телесного здравия.

Нам же с вами, людям, живущим в Новом Завете, даровано искупление и спасение от Бога. Мы с вами верим в Воскресение и жизнь будущего века. Нам с вами от Бога даровано всё для достижения вечной, блаженной жизни. И на этом пути человеку мешает только одно – это грех, который человек совершает по своей воле.

И люди всегда были больны телесно, но и всегда были расслабленны духовно, и на сегодняшнее время это не является исключением. Многие из нас расслабленны духовно, нет у нас огонька веры и молитвы. Мы теплохладны: ни горячи, ни холодны. Грехи нас одолевают, только покаешься во грехах, снова впадаем в них. И кажется человеку, что невозможно спасение.

И вот этим Евангельским повествованием, Святая Церковь хочет предостеречь человека от отчаяния, чтобы человек не отчаивался во своём спасении. Если человек, даже если он грешит, видит, как он страдает от грехов, и старается бороться со грехами, то в таком человеке живет ещё духовная жизнь. Он не видит плодов своей жизни по Бозе, а это даже и хорошо, что мы не видим с вами плодов нашей духовной жизни, иначе, наверное нами так овладела гордость, высокомерие, тщеславие, но мы не должны терять надежды на милость Божию. Бог, Он видит все наши дела, наши поступки, наши мысли, Он слышит все наши слова и даже намерения сердечные. И Он видит эту веру, надежду этого человека, столько лет надеявшегося на то, что Бог не оставит его, и пошлёт ему помощь, – человеку, которого человеческая толпа оттолкнула далеко от этой цельбоносной купели.

И если человек хотя бы немножко борется со грехами, то Бог таковых людей не оставляет, Он непременно пошлёт этому человеку, и силы, и средства для борьбы со грехом. Только бы человек со своей стороны стремился бы бороться со грехами, и эти средства, и силы Бог пошлёт человеку для исцеления от немощей, и телесных, и душевных. И для того, чтобы далее человек, исцелившись от грехов, уже славил Бога своей жизнью, живя по Его заповедям.

И мы с вами, как христиане, зная Евангелие, зная, что от Бога нам посылается всякая польза к доброму житию, ко спасению души – должны почаще прибегать к этой помощи в Таинстве покаяния, исповедания своих грехов, в молитве, особенно в Таинстве достойного Причащения Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. И тогда пусть никто не сомневается, что Бог коснётся нас Своей милостью, пошлёт нам благодать Свою, исцеляющую нас от грехов, укрепляющую нас в добром жительстве, освещающую нас, и доводящую нас до Царствия Небесного. Аминь.