16.12.2018, Неделя 29-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, на евангельском чтении, мы слышали рассказ о том, как богатый юноша подошел к Иисусу Христу и спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк.18, 18). Далее в Евангелии: «Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат» Лк.19-23). .

Эти слова Иисуса Христа были обращены к конкретному человеку, у нас с вами нет заповеди о том, чтобы раздавать все, что имеем, и жить нищими. В тот момент юноша был поставлен перед выбором, как поступить: так как говорит Христос или так, как хочет он.

И вот в этой ситуации выбора, порой даже незаметной для самих себя, мы находимся постоянно.

У нас есть Евангелие, у нас есть заповеди Христа и нам, довольно часто, приходится делать выбор между заповедями и своими представлениями о том, как правильно их делать. Часто бывает так, что люди просят у нас взаймы и мы находим всяческие причины отказать им, хотя, казалось бы, можем дать им и не последние средства свои.Ведь у нас есть заповедь Христа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 42).

Другая заповедь говорит нам: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5, 39). Физически нас, может быть, никто и не бьет, но как часто обидные слова для нас бывают больнее, чем удар. Подставляем ли мы другую щеку? Не оставляем ли мы того, кто нам это сделал? Не мстим ли или не меняем ли отношения к обидчику?

Как зачастую это все бывает, а это значит, что, не исполняя то, что говорит нам Христос, мы подобно этому самому юноше, отходим от Христа. Часто мы не замечаем этого в себе, а бываем довольны тем, как ловко мы выкрутились из той или иной ситуации. Конечно, мы можем обвинить других людей, что они не хорошие, поступают подло, что они не достойны вообще нашего внимания и усилий над собой, но есть же у нас заповедь Христа о том, чтобы мы возлюбили врага своего: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5.44). Как жестоки эти слова и как часто мы проходим мимо них, совершенно их не касаясь и не исполняя. Но это не только мы должны читать в Евангелии, ведь Господь призывает нас сделать невозможное своими заповедями, Он вырывает нас, таким образом, из привязанности этому миру.

Чтобы стать христианами, мы должны стать другими людьми, абсолютно не похожими на людей этого мира. Нам же бывает обидно, когда мы исполняем Таинства, ходим на богослужения, постимся во все посты, но при этом мы, оказывается, совершенно не отличаемся от людей вне Церкви, а то бываем и хуже их. Так в чем же тогда наше христианство? В том, чтобы исполнять обряды, и все? Христианство нацелено только на то, чтобы менять человека, делать его другим, делать его гражданином Царства Небесного.

Царства, где царствует Христос, там, где все по его заповедям, а чтобы войти туда, надо уже здесь стать человеком не от мира сего. Именно к этому зовет нас Евангелие, именно об этом оно говорит нам и в нем, пожалуй, это является самым главным. Нам порой не хватает сил сделать это, Искушения мира сего, наше внутреннее состояние порой не позволяют нам сразу стать христианами, но надо помнить об этом, братья и сестры, стремиться к этому, делать усилия над собой и маленькими шагами идти в уготованное нам Царство Божие.
Аминь!