17.04.2022, Неделя 6-я Великого поста, Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим 

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшний праздник Входа Господня в Иерусалим, предваряет события Страстной седмицы. Этот праздник необычен и слава этого праздника именно в том, что он наполнен многими тайнами. Так что, и апостол Матфей, повествуя об этом событии, посчитал важным и необходимым напомнить древнее пророчество, которое задолго предвозвестило события, что должны произойти именно в Иерусалиме.

Пророк Захария за 600 лет предсказал, что Мессия  войдет в Иерусалим как Царь. Пророк возвестил о грядущем событии тогда, когда сам находился в вавилонском плену, и, ободряя народ , говорил что скоро страдания еврейского народа в вавилонском плену завершатся, народ будет освобожден, и вернется в своё отечество, и город Иерусалим будет восстановлен, и что именно в ворота этого города и войдёт Мессия. Это древнее пророчество – настолько было важно, что никто из иудейских мудрецов никогда не сомневался, что это пророчество, и признавал, что оно относится к Мессии.

И, тем не менее, удивительная особенность этого пророчества в том, что там упомянуто много мельчайших деталей, которые невозможно было бы предсказать даже о завтрашнем дне. А пророк буквальной точностью предсказал все детали, события, которые произойдут спустя 600 лет.

И вот, апостол, повествуя об этих событиях, говорит, что здесь много происходило необычного. Так же и толкователи Священного Писания указывают на то, что само событие было необыкновенным.

В древности хотя и были некоторые исторические факты аналогичных событий, – что многие правители, полководцы, чтобы возвеличить свою власть в том или ином царстве, они делали нечто подобное, когда входили в царский город с особой торжественностью, и совершали это специально, чтобы показать свою власть над своей территорией, или утвердить власть на этой земле.

Но события праздника показывают, что хотя есть схожесть, – но Вход Господень в Иерусалим насколько необычен, и отличается от того, что делали цари. Хотя Царь Израилев тоже входит в свой град. Во-первых, многие цари, совершая такие торжественные входы, обязательно готовили дорогие колесницы, дорогих коней, золочёные одежды, сбруи, и посылали своих вельмож для того, чтобы народ подготовился к этому событию и был собран для приветствия царя. Здесь, в этом празднике, мы ничего такого не видим – никто никого не посылает, апостолы вместе со Спасителем уходят в Вифанию и там проводят ночь, и вместо того, чтобы готовиться к этому событию Входа в Иерусалим, Христос говорит Своим ученикам о грядущих страданиях и Своей смерти. Никто не готовил народ и не собирал специально, и даже никто не готовил ни колесницы, ни лошадей. И здесь, в древнем пророчестве указывается на то, что Царь войдёт на колеснице несколько необычно, при этом говорится, что будет «торжество велие», и пророчество звучит так: «Радуйся, дщи Сионе, веселися и ликуй дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет той кроток и сидя на жеребяти, сыне подъяремной». Здесь толкователи удивляются и тому, что даже указан возраст жеребёнка, на котором въедет Христос в Иерусалим.

И  так, торжество этого праздника наполнено многими таинственными событиями и вещами, которые упоминают толкователи. Здесь мы находим нечто необычное, о чём говорят святые отцы. «В самом деле, что значит Царский Вход Господень в Иерусалим? – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Для чего столь дивное предсказание было дано с глубокой древности? Для чего совершено столь множество чудес? Какое было намерение столь необычайных распоряжений? Какие последствия с этим Божественным действием? Какой плод должен был принестися в результате этих действий – явления Царя Сионского, Который, войдя в Иерусалим, на какое-то мгновение открывает Себя и Небесное Царство, и потом быстро поглощается областью тёмной? Только ещё собирается народ, чтобы идти на встречу к Царю, ко Христу, как уже внутри города замышляется погибель Ему, – Который воскресил Лазаря, и среди синедриона уже совершается заговор против Христа». Здесь множество вопросов, которые, кажется, остаются без ответа, и святитель Иоанн Златоуст говорит, что само событие Входа Господня в Иерусалим уже содержит новое пророчество в самом себе. Какое же это пророчество? Иоанн Златоуст говорит так: «Христос посылает Своих апостолов для того, чтобы те привели ослицу и жеребёнка». И здесь, святитель говорит: «Апостолы приводят жеребёнка, и это символизирует и призвание язычников, входящих в новую Церковь руками апостолов». Они полагают свои одежды на жеребёнка, и на нём восседает Господь. И сказано то, что на нём никто никогда ещё не садился, то есть это необученное животное для езды, но оно послушно шествует, и входит во врата Иерусалима, никем не понуждаемо, знаменуя новые славянские народы, входящие в Церковь Божию, которые должны будут исполнить свою миссию, а ослица, о которой говорится, что ослёнок является жеребёнком ослицы подъяремной, означает ни что иное, что она носила многие тяжести, и означает народ иудейский, который долго существовал под гнётом древнего закона, который не смог исполнить сам, и он теперь оставляется, и новые народы вливаются в новую Церковь, в которой должны выполнить свою миссию. Отсюда открывается тайна, что все народы, являющиеся на просторах земли, несут определённую миссию, возлагаемую на них Богом, и теперь на славянских народах лежит миссия сохранения  истинного богопочитания Бога, и сохранения этой веры до конца времён. Вот, что для нас важно узнать в этот день великого праздника, и быть достойными этой великой миссии, поскольку народы не только обязаны её исполнить, но Бог необычайными благодатными силами вспомоществует этому Своему промыслительному, спасительному действию  чтобы и другие народы видя веру славянских племен вливались в единую Православную Церковь и получали спасение. Аминь.