17.07.2022, Неделя 5-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Сергий Гурдяев

Иерей Сергий Гурдяев

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышали рассказ апостола Матфея о том, как Господь Иисус Христос переправляется из Капернаума, где исцелил слугу Римского сотника и тещу апостола Петра, на другой берег Галилейского озера в страну Гергесинскую. Это была весьма дальняя область Святой земли, где евреи жили в близком соседстве с язычниками, очень часто перенимая их обычаи. Там Христа встречают два человека, одержимые множеством бесов. Эти люди, одержимые дьяволом, безумствовали – они ходили нагими, нападали на пастухов и жителей той земли, а жили они на кладбище, в пещерах, где погребали умерших. Христос изгнал из них демонов, повелев им войти в стадо свиней, пасшихся неподалеку. И обезумевшие животные тут же бросились с обрыва в воды Галилейского озера и погибли. Пастухи же этих свиней в страхе побежали в ближайшие селения и рассказали жителям. И те, прейдя ко Христу, стали просить Его, чтобы Он ушел из их приделов. И Христос, как пишет евангелист, переправился обратно в Капернаум.

Апостол Павел во втором послании к апостолу Тимофею пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». ( 2Тим. 3:16). Чему научает нас сегодняшний евангельский рассказ?

Господь пришёл в страну, совершенно отличающуюся от бо́льшей части Израиля. В Израиле невозможно было увидеть свиней, потому что согласно религиозному Закону Моисея – это были нечистые животные. Несчастные люди, которых Он встретил, сойдя на берег, бесноватые, были изгоями общества, они были словно живые мертвецы. По меркам того времени, особенно для иудея, они существовали на самом дне жизни: в нечистой стране, в нечистой местности, раздетые, среди мертвецов и возможно даже языческих. И вот с этими, казалось бы, последними людьми  Господь говорит и исцеляет их.

Но что делают их соплеменники, возможно, знавшие их, возможно бывшие друзья? Они не слишком радуются. Наоборот, они, расстроенные гибелью большого количества свиней, просят Христа удалиться от них. За исцеление и возвращение к жизни этих людей их общине пришлось заплатить цену, которую они платить были не готовы. К сожалению подобное встречается и в нашей жизни. И в светском обществе, и в Церкви. Когда мы не готовы ради того, чтобы человек вернулся в церковное общение или к нормальной жизни, или даже хотя бы встал на этот путь, поступиться чем-то своим. Ведь всегда гораздо проще изгнать подальше с глаз, забыть человека, отстраниться максимально, лишь бы он не приносил душевных неудобств.

Но не так поступает Бог. И мы, находящиеся в Его Церкви, должны помнить, что Церковь – не наша, а Его. Помнить, что Церковь – это не место, где мы будем успешны, окружены только добрыми людьми, будем получать всё, что нам необходимо. Люди, находящиеся в Церкви давно, понимают, что чаще всего находиться в ней не очень удобно. В некоторые времена это может быть сопряжено ещё и с насмешками, гонениями и даже смертью. Многие не получают просимого и не находят оправдания своим ожиданиям. Многие встречают в Церкви тяжёлых людей. Многие идут в Церковь как к источнику постоянных чудес – и не находят их. Многие встречаются с человеческой греховностью. И мало кто находит в Церкви идеального сообщества.

Всë это так. Но в Церковь и не нужно идти за этими вещами. Потому что, несмотря на всё это, в Церкви нас ждёт Христос. Несмотря на всё, в Церкви действует Живой Бог. Несмотря на то, какие мы сами, Господь с нами там, где мы собираемся во Имя Его. Он с нами, несмотря на всю нашу неправильность, греховность, непоследовательность, несмотря на всю нашу внутреннюю нечистоту. Он –Тот же самый, Который не считал неправильным исцелять и спасать человека, жившего на языческом кладбище, одержимого бесчисленным количеством демонов. Он – Тот, Кто посчитал, что это необходимо сделать даже несмотря на то, что Его тут же попросят уйти из их страны.

И мы всегда должны с огромной благодарностью помнить о том, что не за наши заслуги, не за наши хорошие качества Бог любит нас. Но только потому, что Он благ, потому, что Он – любящий Отец, Который желает нашего спасения, как написал апостол Павел в послании к церкви Эфеса: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом…и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, чтобы явить в грядущих веках преизобильное богатство Своей благодати…к нам во Христе Иисусе» (Еф 2:4−7).

Аминь.