18.11.2018, Неделя 25-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, еще совсем недавно мы с вами слышали евангельский рассказ о том, как Христос воздвиг из мертвых единственного сына вдовы Наинской. Сегодня мы тоже слышали рассказ о воскрешении дочери начальника синагоги Иаира. Мы знаем еще одно воскрешение – это когда Иисус воскресил четырехдневного Лазаря. Все эти чудеса, по учению святых отцов, были лишь прообразами главного события, когда Христос Своей смертью попрал смерть и Своим Воскресением даровал нам всем жизнь.

Мы произносим эти слова: «Смертью смерть поправ», мы слышим как в Церкви торжественно звучат слова о победе над смертью, но в то же время в своей жизни видим, что смерть везде. Смерть также торжествует: умирают и старые, и молодые, и младенцы. Смерть не щадит никого. Каждый раз, такой глубокой болью, отзывается в нашем сердце разлучение со своими близкими и любимыми людьми.

Как же совместить это, как же нам понять победу над смертью Христа? Мы конечно понимаем, где-то в глубине души, что будет всеобщее воскрешение, что душа наша вновь соединится с телом, что будет Второе Пришествие Господа Иисуса Христа, но думаем, что все это будет когда-то очень не скоро. Сейчас же,мы видим, что смерть присутствует между людьми также, как она торжествовала до Пришествия Христа.

Давайте обратимся к Священному Писанию, давайте посмотрим на тех людей, кто своей жизнью засвидетельствовал верность Христу.

Так апостол Павел написал однажды: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил.1, 21). Не для красного словца произносил он такие серьезные слова – «смерть – приобретение».

Значит, чувствовал апостол Павел что-то, что не можем почувствовать мы. В другом месте он произносит: «… имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1, 23). Он желает разрешиться от этих земных уз, от своего тела и быть вместе со Христом.

Однажды Господь сказал окружающим Его людям: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9, 27).

И действительно, мы знаем, что это было в жизни святых, но может быть и у нас были такие моменты, когда Господь посещал нашу душу, когда вдруг такой мир воцарялся в душе, что внешнее казалось нам не таким уж и важным.

Если человек вкушает Царствие Небесное уже здесь, на земле, а не где-то там, после нашей кончины, если человек находится в Царствии Небесном уже здесь, на земле, то у него и отношение к смерти совсем другое.

Мы не знаем, что будет после разрешения наших тел, только какие-то намеки имеются у нас. Мы говорим о том, что происходит с душой в третий, девятый, сороковой день после смерти. Но апостол Павел писал: ««Мы видим как бы через тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13, 12).

Ясно, что смерть для праведника – это приобретение. Недаром в нашем церковном календаре память святых отмечается по датам смерти, а не по дням рождения. В этом есть какой-то тонкий смысл, когда человек разрешается от этих земных уз, то приобретает гораздо большее, чем находясь в них.

Будем помнить об этом.братья и сестры, будем помнить о том, что только когда Дух Святой, благодать Его воцаряется в нашем сердце, только тогда мы можем правильно, по христиански отнестись и к своей смерти, и к смерти наших близких.
Аминь!