19.02.2017, Предуготовительный период Великого поста, Неделя о Страшном суде

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии мы с вами слышали притчу Спасителя о Страшном суде,о том, что во время Его Второго Пришествия Он разделит людей на тех, кто творил добро и на тех, кто творил зло.

Все те, кто накормили голодного, одели нагого, напоили жаждущего, посетили болящего или заключенного в темнице,те встанут по правую руку от Господа и пойдут в Царствие Небесное. Все те, кто не делал всего этого в своей жизни, пойдут в муку вечную, как говорится, уготованную диаволу и ангелам его. Казалось бы, вот по какому критерию нас будут судить. Но можно также вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, который говорил, что цель христианской жизни это стяжание Духа Святого. И, казалось бы, Евангелие нам об одном говорит, в то же время, святые отцы, прошедшие опытный путь в духовной жизни, говорят другое и нет ли здесь какого-то противоречия.

Братья и сестры, противоречия совершенно нет, потому что если кому-то удастся сделать свое сердце жилищем самого Бога, тогда приходит в его сердце любовь. Потому что Бог есть Любовь и те добрые дела, о которых мы сегодня слушали в притче, они делаются человеком уже естественно, даже без усилий с его стороны, потому что любовь не может замыкаться только на самой себе. Она всегда должна изливаться на других, на тех, кто рядом, на тех, кто нуждается в чем то, и поэтому человек, стяжавший благодать Святого Духа,будет исполнен и доброделания.Такого доброделания, которое сделает его наследником Царствия Небесного.

И Церковь, нашим Господом Иисусом Христом.задумывалась именно, как собрание верных, собрание тех, в чьем сердце живет Бог, а значит и любовь.Собрание тех, кто любит друг друга и кто творит добро. И если мы посмотрим на Церковь древнюю, то действительно, там было так. Язычники говорили про первохристиан: «Посмотрите, как они любят друг друга». Христиане оказывали помощь не только друг другу в своей общине, но и язычникам даже. Когда случалась эпидемия,то христиане помогали болящим, убирали умерших с улиц, и вообще, если у кого-то была какая–то нужда, они первыми шли на помощь.

Но почему же с нами не так, что же с нами произошло, когда любое доброе дело, которое, казалось бы, нам нужно сделать, требует от нас невероятных усилий. Вроде бы у нас есть заповедь о милосердии. Конечно же, мы можем сотворить добро, мы можем подать нищему, мы можем сходить к больному, но так, чтобы взять на себя ответственность за этого человека, впустить его в свою жизнь, излить на него свою любовь – этого в нас нет. Такое, к сожалению, встречается все реже и реже и наверное это происходит потому, что мы, верующие люди, стараемся только формально соблюдать то, что нам заповедано Господом, не обращая внимания на суть.

Это, прежде всего, касается нашей веры. И, конечно же, здесь, надо, что то менять. Но что мы можем поменять? Зададимся этим вопросом. Окружающий мир вряд ли мы сможем поменять. Да и было бы наверно странно, если бы мир менялся под влиянием того или другого человека.

Мы имеем самую большую иллюзию, что мы можем изменить нашего ближнего, и порой начинаем читать различные поучения тому, кто рядом с нами, стараясь его сделать другим, в том числе, привести в храм, но от наших нравоучений случается так, что человек бежит от нас, лишь бы только не слышать наших слов, лишь бы только пожить спокойно.Часто, наше желание изменить ближнего, становится причиной только конфликта с нашими ближними, и почти никогда не меняет того, кого мы хотим перевоспитать.

И вот, остаемся только мы сами для изменения, изменения нашего внутреннего сердца и души, которые мы действительно можем изменить. Давайте посмотрим на то, как мы живем. Ведь если кто то нас обидит, мы отвечаем в ответ. Если кто то нам злословит, мы обижаемся, если кто-то нас толкнул, мы стараемся сделать тоже самое. Ведь фактически получается, что мы с вами живем еще по Ветхому Завету – «око за око и зуб за зуб». Давайте постараемся начать с малого – не делать так. Надо стараться не отвечать на зло, которое изливается на нас, может, не нарочно, и ответить добром. Давайте не будем сразу реагировать бурно, когда нас злословят или обижают. Давайте не делать замечания, когда нам что-то кажется неправильным.Давайте стараться изменять себя, свой внутренний мир, свое собственное сердце, и творить те дела, о которых мы услышали сегодня.

Может так, по чуть–чуть, потихоньку, наше сердце и душа будут просвещаться такими мелкими шагами,и мы сможем восходить этой узкой тропой в Царствие Небесное. В Царствие Небесное никогда нельзя влететь или вбежать. Это всегда очень медленный процесс — шаг за шагом, день за днем, пост за постом.

Великий пост, который начнется через неделю, и должен сделаться для нас, пусть небольшим, но шагом по изменению своего внутреннего состояния, когда мы, в конце концов, стали бы отзываться на нужды находящихся рядом снами людей.
Аминь!