19.07.2020, Неделя 6-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 9:1-8) мы слышали об исцелении расслабленного, которого принесли жители этого поселка, и Господь, обращаясь к ним, сказал, что «по вере вашей да будет вам». И, обращаясь к расслабленному, говорит: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои». Здесь мы еще раз встречаемся с вопросом веры, на который мы уже обращали внимание и говорили, что это особенная благодать, особый дар, Богом данный человеку, и зависит не только от человека, но и от Бога.

В чем особенность этого дара и почему не только от человека зависит утверждение и рождение веры в человеке? Мы здесь уже во многих повествованиях Евангелия видим некоторую особенность появления веры в человеке. Вокруг Христа постоянно было много народа и совершалось множество чудес. Но у некоторых эта вера появлялась, как в сегодняшнем Евангельском чтении: они стояли с лукавыми мыслями, и их вера не коснулась. И мы видим, что многие утверждались в вере, у них рождалась вера, и у множества людей вера не возникала. Отсюда мы можем признать, что свойство этого состояния веры различно во всяком человеке. Вера может рождаться, может умирать, вера может быть крепкой, может быть слабой, горячей, холодной и даже мы встречаем такое определение — вера может быть мертвой. И, вероятно, вера может и должна быть живой в человеке! Потому что неправильное состояние веры в человеке может рождать неправильные, холодные, бессмысленные, бесполезные дела по вере, и даже мертвые дела! И другая сторона этой добродетели в человеке такова, что, оказывается, она не всегда зависит только от рассудочной деятельности человека, но она обязана и способна проникать в сердце человека, в его дух и способна кардинально изменять человека. И если человек не видит и не ощущает в себе действие веры, то он может и не понять это состояние, поскольку вера есть некое постоянно колеблющееся состояние, способное то возрастать, то угасать, становиться холодной и, наконец, мертветь. Наверное, каким-то образом тайна веры связана еще с тем, хочет ли человек узнать истину и приблизится к ней. «Душа видит истину Божию по силе жития» (преп. Исаак Сирин, сл. 30). Человек должен употребить некоторое усилие над тем, чтобы свою жизнь сделать добродетельной, делать ее осмысленной, делать человечной и благородной. Святитель Филарет Московский говорит по этому поводу вот что: «Как ты хочешь увидеть веру в своих делах, если не даешь ей места в своем уме?» Мы часто думаем и мним, что мы имеем веру. Но если обратим внимание на то, что эта наша мнимая вера не изменяет нашу жизнь, не делает ее более благородной, не изменяет нашего духовного состояния, не открывает и не разрешает нам наши же духовные запросы, не избавляет нас от мертвых дел, позволяет нам хромать в законе, в исполнении заповедей, не избавляет нас от многомятежного непостоянства наших мыслей, стремлений и желаний, если мы не находим положительные изменения в нашей жизни, то мы должны признать, что вера, о которой говорит Бог в Евангелии, для нас еще является неизвестной, неизвестным состоянием, которое должно нас привести ко спасению. Поэтому Господь и говорит: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф., 17:20). По этой причине нам всем необходимо и полезно, наверное, несколько проводить анализ своей веры, соответствует ли она нашей жизни и, если мы видим несоответствие, признавать, что нам нужно еще плакать, просить как некоторые апостолы: «Господи, умножь в нас веру». Есть еще одна сторона этой добродетели, о которой нужно сказать, и она заключается в том, что если Евангелие и апостолы указывают на необходимость веры, если прославляют веру наших отцов, которые спаслись и верой совершили множество величайших чудес, то апостол Павел также указал и на состояния, когда вера постепенно утрачивается человеком. И эти состояния нам необходимо исследовать, в чем мы попытаемся разобратьсяк следующему разу. Еще раз всех поздравляю с воскресным днем, желаю вам помощи Божией в ваших делах и Божьего благословения!