19.12.2021, Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшний воскресный день особен тем, что сегодня сочетаются праздники – торжество воскресного дня с памятью и праздником в честь Святителя Николая Чудотворца, скорого помощника и заступника в наших бедах и скорбях. Сегодняшний день представляет нам обильную трапезу духовных назиданий, которые мы слышим в Священном Писании.

И первое, на что обратить внимание – это на Апостольское послание сегодняшнего дня. Оно представляет собой просто сгусток истин, обращенных для нас христиан сегодняшнего времени. Апостол говорит, что чем глубже весь мир во зле лежит, тем бдительнее надо жить. «Братья, ходите как чада света, ибо плод Духовный есть во всяком благочестии, правде и истине, и не приобщайтесь к бесплодным делам тьмы». Перечитайте несколько раз это послание, – вы увидите, что всё это обращено к нам, к нашему времени.

Из-за краткости проповеди, невозможно коснуться пространно о всех назидательных вещах, но скажем кратко о некоторых. Святитель и Чудотворец Николай особенно прославлен тем, что был ревностен в вере и благочестии. И нам нужно знать нечто о этой добродетели, что она не является исключительной особенностью только великих праведников, но предписывается всем нам. Но что такое ревность? Наверное многие знают и слышат о ревности мужа, о ревности жены, и нужно здесь сказать точно, что есть некоторые виды ревности, которые являются греховными, есть ревность не по разуму, не полезная, и тоже относящаяся к опасным. Есть ревность праведная. И есть ревность не по разуму. Чтобы понять, в чем отличие их, обратимся к святым Отцам. Они говорят, что ревность праведная – есть сложное чувство, и состояние человека. Как мудрость светит в уме, так любовь свидетельствуется сердцем. Сочетание этих двух добродетелей даёт состояние правильной ревности, поэтому, святые отцы предупреждают, что все греховные виды ревности не имеют любви. Ревность праведная всегда несёт с собой проявление любви, и заботы о близком человеке. И мы, из Библейской истории можем увидеть, что иногда ревность одного человека спасала целые племена и народы от истребления и порабощения. Таковым был праведный Финеес; таковыми были Моисей, и некоторые из пророков. И для нас важно, что когда мы слышим одну из заповедей, которые дал Сам Господь: «Аз Есмь Господь Бог твой, да не будет тебе бози иные, разве Мене», то знайте, что в этой заповеди заключена и ревность о Боге, которая предписывается всякому человеку. Рассуждать об этом необходимо, и знать, что наше невнимание к этой добродетели может быть преступно.

И сегодня же мы слышали с вами воскресное чтение о десяти прокаженных. Все прокаженные по древним законам, не имели права войти в город, и находиться среди людей. Видя Христа, выходящего из города, они издалека кричали, и просили у Христа помощи и исцеления. Они знали, что они болеют неисцельной болезнью, но взывали к Богу. Они называли Его учителем и наставником, но самый первый для нас нужный урок это то, что, – посмотрите – местом эти прокаженные были далеко от Христа, но молитвой были рядом. И Бог услышал их. Это важно понять тем, кто привык относиться к молитве без веры, несколько невнимательно, и потерял надежду получить у Бога в молитве помощь себе. Этот момент показывает, что Бог слышит всякого человека, и всегда готов помочь, и помогает ему даже больше, чем сам человек это понимает. И мы видели, что здесь происходит нечто необычное. В Библии описано, что священники должны были знать точно признаки этой древней известной болезни, и они ее хорошо знали, – это проказа. Она считалась тяжелейшей болезнью, которая лишала общения человека, и повергала его в бедственное состояние, бороться со своей болезнью и смертью в одиночку. И, мы мало знаем сейчас об этой болезни. Весь древний мир знал, что проказа является болезнью именно за нравственные преступления и грехи, и что проказа есть наказание Божие. Ветхозаветный священник определял появление болезни. Эта болезнь очень коварна тем, что инкубационный период её длится неимоверно долго, от трёх до тридцати лет.

И в современном мире предостаточно больных проказой, и, самое поразительное, что она поражает многих без исключения, все сословия, как бедных, так и богатых. Но принцип наказания Божия этой болезнью один – Бог и наказывает человека за тяжкие грехи. Бог и  исцеляет человека от этой болезни чудесным образом, которую человечество не знает, как лечить.

И, наконец, мы видим в этом повествовании нечто необычное – десять прокаженных Господь посылает показаться священнику. Прокаженный идти к священнику мог только в том случае, если увидел, что он исцелён. Но эти, ещё не исцелённые, посылаются к священнику, и они могли уже знать, что они уже получают просимое. И вот мы видим, что прокаженные идут показаться священнику, и по дороге исцелились. И последний урок для нас даётся здесь. Девять человек было иудейского происхождения, и только один  иноплеменник – самарянин.

Самаряне происходили из древнего ассирийского рода. И только самарянин, осознав своё исцеление, возвращается к Богу, и воздаёт Ему хвалу. И вот Господь произносит: «Разве не десять очистились? Да девять где?» И обращаясь к иноплеменнику, говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». Какой же важный урок последний мы здесь получаем? Это то, что оказывается, благодарность Богу является самым ярким выражением веры человека, и удивительно, что в том народе, где как проказа распространяется неверие к Богу, и неблагодарение Бога за Его благодеяния, начинают происходить величайшие бедствия и страдания всякого народа. Будем внимательны мы, и в течение этого поста, и в последующие дни к этим важным истинам, и будем учиться благодарить Бога за всё, потому что в страданиях рождается вера крепкая, несомненная, и твёрдая, когда человек многократно убеждается, что Бог реально участвует в его жизни. Аминь.