20.01.2019, Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали рассказ о событиях уже после Крещения Господня.

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 12-17).

Первые слова Господа Иисуса Христа к людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Нам с вами надо задуматься об этих словах, которые составляют всю сущность нашей веры. Слово «покайтесь» или «переменитесь» нам должно быть понятно. Об этом очень много сказано, много написано святыми отцами, то есть о том, как нам бороться с грехамии стяжать добродетели.

Понятие же Царства Небесного, порою, нами понимается ошибочно. Понимание Царства Небесного было абсолютно чистым у первых христиан и не требовало каких-то дополнительных толкований, но с течением времени этот смысл забылся, и мы порой можем представлять под Царствием Небесным все, что угодно, вплоть до будущего воздаяния за нашу праведную и неправедную жизнь. На самом же деле, если мы посмотрим, что Господь говорит в Евангелии о Царствии Небесном, то станет понятным, что Царствие Небесное, изначальный смысл и значение его – это встреча с Богом.

Это та встреча, которая происходит внутри нас, в нашей с вами душе. Как сделать так, чтобы эта встреча состоялась. Об этом нам надо порассуждать. Часто приходится слышать, что мы называем себя или других верующих рабами Божиими. Это так стало привычно, что не вызывает никаких сомнений. Если же мы возьмем Евангелие, то там звучат совсем другие слова: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15, 15).

И посмотрите, какая огромная разница между словом раб и словом друг. Ведь если мы будем представлять наши отношения с Богом, как рабские отношения, это значит мы должны трудиться ради страха или какого-то воздаяния. Дружба – это совсем другое.

Господь говорит именно о дружбе с человеком, Он говорит о том, что отношения человека с Ним стали совсем другими после Его пришествия на землю. Ведь дружба предполагает, прежде всего, ответственность и если мы посмотрим на нашу с вами жизнь, на то, как строится наша дружба с кем-то, то мы увидим, что обязательно должно быть что-то общее между друзьями. Не может дружить злой человек и добрый, не может дружить академик и неуч, не могут дружить между собой люди разных культур.

Нет, возможно их общение между собой, какое-то время, но глубинных связей в их дружбе никогда не будет.

Так и нам, для того, чтобы установилось прочное общение с Господом, надо постараться быть похожими в чем-то на Него. Значит, если Бог есть любовь, и нам надо стяжать себе любви, если Бог прощает нас за все, то и нам надо прощать людей за все, чтобы они не делали по отношению к нам. Если Господь восходит на Крест, то и нам предстоит свой крест, наша жизнь должна быть сплошной жертвенностью, а не эгоцентризмом и самолюбованием.

Только в таком случае, когда мы станем немного похожи в том, что делаем, на Господа, может состояться наша встреча с Ним. Только тогда начнется то самое Царство Небесное, о котором говорит Господь, то Царство Небесное, которое должно стать чаянием всех людей, которые называют себя христианами, и которые просят о приходе Царствия Небесного в ежедневной молитве: «Да приидет Царствие Твое».
Аминь!