20.05.2018, Неделя 7-я по Пасхе, Святых Отцев I Вселенского Собора

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня на Божественной литургии, при чтении Евангелия, мы с вами слышали молитву Господа Иисуса Христа, уже после Воскресения, в которой Он обращался к своему Отцу Небесному. И в этой молитве прозвучали слова: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира… Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть… Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин.17, 6-9).

Удивительное дело, ведь, казалось бы, что Господь любит всех, и Он говорил: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5, 45).

Нет разделения среди людей, но вот — особую молитву перед Своим страданием Христос возносит к СвоемуОтцу: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня, так и Я послал их в мир…Не о них же только молю, но и о всех верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» Ин.17, 15-21). Так Господь говорит о тех, кто потом станет Его Церковью.

Действительно, в древней Церкви, мы можем увидеть исполнение этих слов Христа, когда апостолы шли на проповедь и создавали общины христиан в местах своего проповедования. Слова Христа о том, что, кто не родится от воды и Духа Святого, тот не может войти в Царствие Небесное, как огнем обжигали тех, кто их слышал.

Принятие Таинства Крещения в Церкви означает и тогда, и сейчас, отказ от старой жизни, смерть в старой жизни и рождение в жизни новой, рождение в ту жизнь, где царствует Христос, в ту жизнь, где Его ученики едины с Ним.Если новая жизнь, то для этой жизни нужна и новая пища, и опять вспоминаем слова Христа: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 48-54).

Так Евхаристия сделалась насущной для каждого христианина, и, собирались все вместе, и вкушали Тела и Крови Христовой. И если можно выделить основное состояние членов Церкви в те годы, то это будет — единство.Этим самым единством всех со Христом и друг с другом преодолевалась причина всех разделений.

Язычники даже говорили с изумлением про первых христиан: «Посмотрите, как они любят друг друга». Именно любовью победило христианство языческий мир.

Те общины, которые существовали тогда, можно было назвать семьей, и даже наверно больше чем семья, потому что это было единство, основанное на Духе.

Если мы посмотрим на жизнь нашей сегодняшней Церкви, то увидим, что мало что осталось в нас от этого Духа. Христиане много потеряли с течением времени, так у нас нет осознания смысла Таинства Крещения, у нас нет осознания глубины Таинсва Евхаристии. Нет ощущения необходимости Причащения Тела и Крови Христовых как спасительной пищи для нас. Каждый из нас сам решает, когда ему нужно причаститься, не обращая внимания на других, но так не было в древней Церкви. Тогда не было такого, чтобы кто-то мог прийти на собрание, и остаться не причащённым. Это отдаляло человека от всех остальных и нарушало единство, и поэтому можно сказать, что разделение вошло в нашу жизнь, хотя вроде обряд остается тем же самым, но суть уходит от нас.

Попытаемся осознать это, братья и сестры, ведь нам заповедано единство в нашей вере и только наше собственное «я» является тем препятствием, которое не дает осуществиться молитве Христа Спасителя перед Своим Отцом. Попытаемся осознать, что мы призваны к новой жизни, как поясняется святымКиприаном Карфагенским: «ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию».

Как наполнена была бы наша жизнь, если нам всем причащаться вместе, в едином порыве.Тогда, может быть, мы стали бы той самой семьей, в которой внешний мир сможет приобщиться нам, ведь приобщился же древний мир к христианству, и христианство преобразило его любовью, которая была между христианами.

Быть, верующим в Него, в любви и в радости, об этом просил Христос Своего Отца, и этим была преисполнена первая Церковь, что, к сожалению, так мало имеется в нас сейчас. Давайте помнить об этом, и давайте стремиться к тому, чтобы нам стать семьей и стать едиными, и чтобы мы стали Церковью, о которой сказал Господь: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада неодолеют ее» (Мф.16, 18).
Аминь!