22.10.2017, Неделя 20-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, в Священном Писании много, так называемых прообразов или пророчеств, которые предзнаменовали собой Воплощение Господа Иисуса Христа и все события Его жизни на земле. Христос часто раскрывает свое учение посредством сравнения с ветхозаветными образами.

Так Моисейвознес на древе медного змея для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей обращал свой взор к этому древу с верой, что Иегова его исцелит. Также Христос будет вознесен сначала на Крест, а потом на Небо.

Образ Ионы, сидящего во чреве кита, был приведен для знамения трехдневного пребывания Христа во аде. Господь посылал манну небесную еврейскому народу, когда тот шел по пустыне из египетского плена в землю обетованную, и святые отцы толкуют эту самую манну, как прообраз Евхаристии. Как манна дала людям жизнь в пустыне, так сейчас Евхаристия дает возможность духовно жить в окружающем нас мире.

В сегодняшнем Евангелии, которое было прочитано на Литургии, есть тоже прообраз события, явленного Христом – это событие — воскрешение сына наинской вдовы. Когда Господь увидел процессию из города,то Он смилостивился над вдовою, у которой был один единственный сын. Он сказал: «Юноша, тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» (Лк.7, 14-15).Это событие — прообраз будущего события Воскресения Христова, подобно как воскрес единственный сын у матери, так воскресает Единородный Сын Божий. Можно сказать, что это и ещё прообраз нашего с вами воскресения, без которого трудно нам с вами представить вечную жизнь, которая нам всем предстоит.

Апостол Павел сказал однажды коринфянам: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14).

Тогда наша вера во Христа не простирается дальше земной жизни, а эта мысль невыносима для Апостола и для нас.Апостол Павел в Послании к тем же коринфянам перечисляет явления Христа после воскресения.Иисус являлся не только двенадцати апостолам, но множеству других учеников. О своем обращении ко Христу апостол Павел так говорит: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати моей, ибо сила моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда я силён» (2Кор.12, 7-10). Сам Павел при этом переменился абсолютно внутренне – из страстного гонителя, он стал проповедником Христа и, наверное более,чем кто-то другой, сделал, чтобы христианство распространилось по этому миру. Вот как вера в Воскресение Христово влияет на человека, вот как знания об этом событии меняют жизнь.

Мы в нашей обыденности не сталкивались с тем, чтобы кто-то воскрес и вот здесь нужна вера. Вера в Воскресение Христа и вера в то, что мы воскреснем.

Ведь мы произносим каждый день нашими устами: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», а значит, ожидая воскресения мертвых, мы верим в личное бессмертие.Тот самый разрыв души и тела, который происходит после нашей смерти, это ненормально и это временное явление.

Погребение православного человека очень похоже на погребение Плащаницы Христа, которое совершается накануне Великой Субботы.Структура отпевания и чин погребения плащаницы одна и та же, и мы можем сказать, что каждый человек, разлучившись со своим телом, входит в тот самый покой Великой Субботы, когда душа Христа и Его тело разъединились. Он был в этом покое немного в нашем мирском понимании, три дня и нам подобает испытать этот покой. Есть такие, кто испытывают его даже тысячелетия, но мы знаем, что у Господа тысяча дней, как день вчерашний, и нет в Его Царстве времени.Нам надо в это верить, так как мы верим в Воскресение Христово. В нашем сердце должна быть уверенность в нашем с вами личном воскресении и в вечной жизни со Христом, и эта вечная жизнь закладывается на этой самой земле.
Аминь!