23.08.2020, Неделя 11-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Вновь и вновь церковь призывает нас к тому, чтобы мы прощали друг друга. Сегодня на литургии мы с вами слушали Евангелие, в котором Господь рассказывает притчу. В этой притче говорится, что был царь, который посчитал, что ему нужно взять долги с тех, кому он их давал. Позвал слугу, который ему должен был огромную сумму денег, но не имел, чем отдать. И хотел было царь продать в рабство его жену, его детей, взять его имущество, но человек стал просить: «Государь, потерпи еще немного, я все отдам тебе». Но этот правитель, видя, что человек не имеет чем отдать, решил простить ему весь огромный долг. И тот же самый человек, который вышел от царя, призвал к себе своего знакомого, который должен был совсем немного ему, и разговор повторился почти так же, как и с царем. Только в отличии от Владыки, этот самый слуга не стал прощать, а ввергнул этого человека, своего знакомого, в темницу для того, чтобы он все-таки отдал ему долг. По ветхому наказанию поставил в такие условия, что тот вынужден был, хотя это было очень трудно, этот долг вернуть. Узнал об этом Господин, призвал этого слугу и говорит: «Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, как говорит Евангелие, Господин подверг его самым жестоким наказаниям. И Христос говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Мы понимаем, что смысл слова «простить» не такой простой, как кажется на первый взгляд. Что значит простить? Каждый, наверное, отвечает сам себе на этот вопрос, причем ответы бывают очень разные. Мы можем думать, что мы простили, если мы не сердимся на человека, если мы не злимся на него, если мы не мстим и не делаем ему какого-то зла, и сколько угодно еще можно сказать слов с приставкой «не». А что же такое прощение в положительном смысле? Как бы мы должны простить по-христиански человека?

И вот здесь начинается самое сложное, потому что прощение — это неравнодушие в человеке. Это не значит на него не сердиться, это не значит просто вычеркнуть человека из жизни своей, нет – это гораздо лучше. Посмотреть на человека теми глазами, которыми смотрит на него Господь — глазами любви, глазами безграничного прощения всего и вся.

Давайте подумаем, как в этой притче, давайте попытаемся осмыслить, сколько и что прощает Господь нам, каждому из нас. Ведь мы грешим ежедневно и порой грешим очень тяжко, но почему-то себе мы готовы все простить, и Господь прощает нам. А вот по отношению к ближнему мы сделать это не в состоянии. Все-таки надо верить в людей вопреки всему, ведь люди могут грешить против нас ежедневно, ежечасно, они могут не становится теми самыми людьми, о которых мы думаем. В них порой нет исправления, ну живет с нами рядом близкий человек и живет так, как хочется ему. И исправляться совсем не хочет, и нет конца и края, казалось бы, его грехам, и невозможно, кажется, наладить отношения никакие. Но, несмотря на это, несмотря ни на что, Господь его любит, как любит каждого из нас, потому что не может не любить. Потому что Господь есть Любовь. Если мы не можем простить до конца, это значит только одно — в сердце еще нет христианской любви. Это значит, мы не можем посмотреть глазами любви и прощения на этого человека так, как смотрит Господь на всех нас.

Давайте думать над этим, когда мы будем размышлять над нашими отношениями друг с другом. Давайте будем помнить, сколько прощает нам Господь. Он прощает даже то, за что прощения не просим, что забыто, может быть, давно, то, что даже не заметили, что согрешили. Он не может не прощать, Он — Любовь, Он всегда ждет, Он открыт, потому что, если в сердце человеческом есть любовь, то как легко прощать, а если ее нет, то простить практически невозможно, поэтому виноваты в нашей жизни не грехи человеческие, а наши с вами душа, наше с вами сердце. Виновато в том, что не хватает нам христианской любви и поэтому не хватает прощения. Можно сказать, что мы заживем по-христиански только когда возрастем в меру той самой любви, о которой Господь говорит в Евангелии. И нет для нас другого пути! Аминь!