24.07.2022, Неделя 6-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии в Евангельском чтении мы с вами слышали рассказ о том, как Христос исцелил одного расслабленного, которого принесли к Нему его друзья и, взглянув на которого, Христос сказал: «…дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). На что многие из стоящих рядом книжников удивились. Ведь по иудейским законам прощать грехи мог только Господь. Кто же этот Человек, Который произносит такие слова? И Господь, зная их помышления, продолжил: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6).

Прочитав этот рассказ, мы, наверное, прежде всего задумаемся о наших собственных грехах и о том, прощает ли их Господь. Ведь мы идем на исповедь, каемся в них, но отходим, и опять повторяем, и всё подобно бесконечному кругу. Вращается одна и та же жизнь, и никак мы не выйдем из этого круга, никак не победим свои грехи. Но если говорить откровенно, существует только один грех на земле: это нелюбовь, это её отсутствие. Всё остальное происходит именно из-за этого.

Однажды, в одну далекую обитель пришел паломник. Он стремился к тамошнему старцу, который многим помогал в жизни. И когда паломник дошел до старца, то попросил у него: «Отче, научи меня жить по-христиански». На что старец ответил: «А ты когда-нибудь любил, или нет?» «Нет» – ответил юноша. И тогда старец сказал: «Я не могу ничего сделать. Иди и сначала испытай это чувство, потом приходи ко мне, и я тебя всему научу».

Действительно, если даже опыт человеческой любви может быть так полезен в жизни, то нам обязательно надо очень внимательно на этот опыт посмотреть. И когда я говорю, что грех нелюбви – единственный, я имею в виду, что человек, когда он любит другого, не способен грешить против него ничем. Все страсти и грехи легко побеждаются, когда человек любит. Если кто-то любил девушку, юношу, собственных детей, разве он будет гневаться на любимого человека? Или завидовать ему? Или раздражаться? Или против него грешить плотски? Все грехи сгорают в пламени этой человеческой любви.

А как легко исполнять заповеди Христовы! Нам кажется невозможным дать взаймы, не ожидая ничего, как говорит Христос в Нагорной проповеди. Но если мы любим человека, и он нуждается, мы дадим ему необходимое, и не будем ничего требовать назад. Как легко, если любимый человек попросит идти с ним поприще, идти с ним два. Как легко его накормить, напоить, посетить в больнице или в темнице. Как легко всё это делается, когда человек искренне любит! И вот к этому нам надо стремиться.

Я понимаю, что мы все за один день, за короткое время, не сможем полюбить всё человечество. Но давайте попробуем полюбить тех людей, которые вокруг нас. Может быть, кто-то уже прожил какое-то время в браке и первые чувства уже утихли. Давайте попытаемся их возродить. Давайте сделаем так, чтобы наша любовь между мужем и женой стала поистине христианской. Чтобы любовь между супругами была такой, чтобы счастье близкого человека было залогом нашего собственного счастья. И тогда, может быть, пройдя этот опыт и пытаясь полюбить своих ближних христианской любовью, мы сможем использовать его и в других отношениях, с не совсем близкими людьми, может быть, даже с нашими врагами по слову Христа.

Будем помнить об этом. Будем стараться именно христианской любовью полюбить наших жен, мужей, детей, престарелых родителей, всех тех людей, с которыми свела нас жизнь. Этому очень сильно мешает наш эгоизм. Можно сказать, что наша гордыня борется с нашей любовью, но что победит, зависит от нас. И в этом смысле очень правильные слова произнес русский писатель Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» («Братья Карамазовы», Кн. З, гл. III). Дьявол — это наша гордыня, а Господь – это наша любовь. И все зависит от того, на чьей стороне мы будем.

И завершить сегодняшнее слово хотелось бы словами преподобного Ефрема Сирина: «…в ком нет любви Христовой, тот враг Христу» (преп. Ефрем Сирин. Слово о добродетелях и пороках). Это, может быть, очень жесткие слова, но они действительно отражают всю суть происходящего. Мы можем называть себя христианами, верующими людьми, православными, – как угодно, но дело-то не в названии, а в сути нашего сердца. Что там находится, что внутри? Если есть любовь, то мы Христовы, если нет любви, то мы вне Его. Аминь. С праздником вас!