25.04.2021, Неделя 6-я Великого поста, ваий (Вербное воскресенье), Вход Господень в Иерусалим

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех я вас поздравляю с великим двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим.

Мы с вами, как христиане, сегодня вспоминаем Евангельское событие — земное явление Небесного Царя.
В течение Своей земной жизни, Господь неоднократно был в Иерусалиме, но ныне, накануне своих крестных страданий, Он восходит туда так, как подобает восходить Царю.
И на это Он имеет полное основание.
«Все же сие было» говорит нам Евангелие, да сбудется реченное пророком. О Нём, как о Царе, возвещали ветхозаветные пророки. Они же призывали к радости дщери Сиона, жителей Иерусалима, ибо их посещает Царь Славы, несущий мир и избавление.

Вот Господь глаголет даже до края земли, говорит пророк Исайя «Скажете дщери Сиона: се, грядет Спаситель твой, награда его с Ним и воздаяние его пред Ним, ликуй ныне от радости дщерь Сиона, торжествуй Иерусалим, ибо тебя посещает Царь Славы, несущий избавление и спасение».

Пророк Давид предсказал, что из уст младенцев и ссущих детей Христос совершил Себе Славу. Он неоднократно в земной жизни говорил своим Апостолам, ученикам о Своем Царственном служении, но они склонны были видеть в Нём земного Царя, который даст им всем земные блага. И до сего дня и на суде у Пилата Христос свидетельствует, что Царство Его не от мира сего и Ему не будет конца. И эту истину каждый день Святая Церковь освещает нам в Символе веры.

Царство Христово, – Оно вне времени и места, Оно объемлет весь мир – видимый и невидимый.

И накануне своих крестных страданий, за 40 дней Господь преобразился перед учениками, на мгновение, показав им всю Славу и Свет Своего Божества, дабы они в этом Богослужении праздника, когда увидят Его распинаемого, поймут, что Он принимает вольные страдания ради спасения человека, что Он есть истина, Отчее сияние, Сын Божий, пришедый спасти мир.

Царство Христово не от мира сего, но Оно не отделимо ни от Церкви, ни от земли, ни от человека, Оно для человека.

И сегодня Господь восходит в Иерусалим для людей и ради человека. Он восходит, как восходили в города древние победители. Народ встречает Его как Царя, подстилая одежды, пальмовые ветви на дороге, восклицая «Осанна! (спасение в переводе с еврейского на русский) Благословен Грядущий Во Имя Господне! Осанна в Вышних!»

Весь город Иерусалим пришел в движение.
И спрашивали пришедшие «Кто Сей?», народ же отвечал «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского. Но пройдет несколько дней, и эти же самые жители города, эти люди, будут свидетельствовать о том, как все в этом мире изменчиво и непостоянно.
Они уже не будут с ликующими лицами восклицать «Осанна», но со злобными лицами будут просить «Распни Его».

И со временем пришествия, вошествия Христа в Иерусалим, для Него начинаются дни уничижения и страданий, по истине дни царственного служения. Священное Писание называет Христа Спасителя вторым Адамом. В первом Адаме люди согрешили и подверглись бедственным последствиям греха. Во втором Адаме, – во Христе, – род человеческий получает новую жизнь и спасение.

Первого Адама с радостью встречало всё в Раю, в своем гармоничном строении. Второго Адама, – Христа, – ныне с радостью встречают жители города Иерусалима, и взрослые и малые.

На первого Адама надвигался мрак греха, к которому, к сожалению, он склонился. Ныне ликующая толпа еще не умокла, а уже злые замышляют зло на Христа.
Недовольные торжественной встречей, палимые завистью, гордостью, первосвященники и книжники замышляют коварство на Христа.

Первый Адам склонился перед соблазном, согрешил и навел трагедию на все человечество. Второй Адам, – Христос Спаситель, как бы уступает на время человеческой злобе, греху, придавая Себя в руки человек грешников.

Казалось бы, восторжествовало зло, в акте предательства, уничижения и позорной смерти на кресте.

Но там, в первом Адаме, желанию возвыситься, быть как Бог, гордость, – привели к трагедии, ко греху, ко злу.

Здесь же, неизреченное уничижение, неизреченное смирение приводят к возвышению, к победе добра над злом, к победе над грехом. Таков закон духовной жизни — только через уничижение к возвышению, и только через поражение к победе.

Дрогнула земля, вся окружающая природа, камни расселись, солнце померкло, завеса раздралась. Но люди не познали. Ради них, вольного страдания, распятия Христа.

Но от того, что люди не увидели в Нём Спасителя, не умалилась Слава и Величие Его как Бога. И Победа Христа над грехом, над смертью, она дана роду человеческому на все времена до скончании века! Ныне Господь восходит в Иерусалим, чтобы принять крестный подвиг, чтобы затем, через Славу Воскресения, войти в Небесный Иерусалим. Путь Христов это путь через Голгофу, к Горней Славе. И мы, как христиане, должны последовать к Нему на встречу, чтобы иметь радость общения с Ним, радость вечной жизни.

Жители Иерусалима встречали Его пальмовыми ветвями, одеждами.
Мы же, как христиане, должны устилать дорогу своей жизни всякими добродетелями, любовью к Богу. И это будет благоприятно Богу, и спасительно для каждого из нас.

Господь пришел в мир, Он ныне идет в Иерусалим, идет ко всем людям и к каждому человеку, ради торжества небесной правды, ради даяния человеку вечной жизни.

Мы с вами должны принять все это и радоваться, что Господь нас ради и нашего ради спасения пришел в мир, вознес Себя на крест. И также, вместе воссылать Ему хвалу: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый Во Имя Господне! Ей, гряди, Господи Иисусе Христе!».

С Праздником вас, друзья!