25.07.2021, Неделя 5-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём!

Я скажу два слова по-поводу Евангельского чтения, которое вы слышали сегодня. Мы слышали о исцелении двух гергесинских бесноватых, которые тяжело страдали, и об этом состоянии беснования сказано в священном писании определенно и ясно, – что это влияние духов злобы на человека, и способность настолько порабощать, что человек полностью становится невменяемым. У святых отцов, это, скажем, учение о демонах, – демонология, – достаточно полно исследовано и представлено для нашего назидания, и дано всё то, что нужно знать всякому человеку-христианину. Что основная борьба у человека не только со своею плотью и похотями своими, но и с духами злобы поднебесными. Их коварство и искусство описано достаточно полно в творениях святых отцов, и нам известно, что мир духовный населяют не только добрые ангелы, но и злые демоны. И их объединяет то, что когда-то все они были ангелами, и в какой-то момент, после падения денницы, произошло на небе разделение, и эта страшная трагедия не уврачёвана до ныне, и появился целый сонм во главе с денницей духов злобы, которые по образцу Горнего мира имеют тоже свою иерархию и структуру. И о ней апостол говорит, что наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных, ко властем, миродержителем тьмы века сего. Там как раз и указана своя структура и иерархия. И что значит сатана, что значит дьявол? Основное значение этих слов – противник. Это существо, противное Богу, и полноценно противоположное, копирующее совершенно противоположную сторону. Если Дух Божий является Духом всякой правды, мира, истины, Духом всякого порядка, добродетели, счастья и блаженства, то дух злобы –полный антипод. Он по своему внутреннему состоянию является пустыней безлюбовной, бездуховной, и его сущностью, его пищей является гибель людей, поскольку он знает точно, что человек создан в противовес всему падшему сословию ангелов. И потому этот дух не испытывает к человеку никаких добрых чувств. Он питает только зло, он стремится только к тому, что бы погубить людей, и все его действия направлены на истребление людей и увлечение их в погибель и во зло. Никакого договора с этими существами, достижения компромисса не возможно. Его специфика возможностей поразительна, исключительна, и нужно знать о его способностях и возможностях. И они хорошо описаны в Добротолюбии, и нужно знать, что духи злобы не обременены никакими телесными свойствами, они никогда не устают, они никогда не спят, они не едят и не нуждаются ни в чем таком, в чем нуждается человек. Их способности многочисленны, и коварство их усиленное многовековым опытом, громадно и колоссально. Но в том и их некоторая уязвимость, что Бог ограничил их возможное влияние на человека, и особенно, после искупления человеческого рода, падение человека или подпадение под полное влияние духов злобы, возможно только по причине самого человека, его беспечности, его нечестивой жизни, когда его полуживотная, полубесовская жизнь привлекает к себе духов злобы, и он становится вместилищем дьявола. Иногда тяжкие, нераскаянные грехи, особенно гордыня, становятся причиной вселения духа злобы в человека, и мучений. Но это только по попущению Божиему.

Ветхозаветная мудрость знала, что дух злобы не может никакого дурного влияния оказать на человека, и там было известно такое свидетельство древнего мудреца, что дух злобы дается человеку, как воробей отроку в игралище, и оно совершенно оправданно, – если человек своим любопытством лезет в тёмную область духов злобы, он привлекает внимание и мытарей бездны. Не смотри, не искушай себя и духов злобы, заглядывая в бездну, потому что бездна тотчас же начинает смотреть на тебя. И, по этой причине, нужно знать, – особое коварство духов злобы заключается в том, что они могут и способны всеять в поток мыслей человека свои дурные мысли, сеять или возбуждать в человеке дурные чувства, и человек разумно должен это искоренять в себе, не поддаваться этим искушениям. Потому что заповеди человеку, данные Богом, предполагают некое совершенство в добре, а не в зле. Человек имеет громадную опасность искушения духом злобы тем, что дух злобы самые коварные свои действия направляет на ум человека, и пытается исказить и дать ему ложное направление мысли. Он точно знает, что изменив ум человека, дав ему ложный посыл, он может направить человека в область зла, и человек уже действует без лукавого, и уходит в область заблуждений, в область сумеречную, где трудно различимы истоки добра и зла. Человеку нужно знать, что коварство духов злобы специфично, – он, будучи невидим, старается сохранить свое бытие как будто в тайне, и скрыть это от человека тщательно, что бы человек не понимал, как, и каким образом дух злобы наносит бедствия и удары человеку. Дух злобы способен наносить человеку зло с различных сторон – сверху, снизу, с любого бока, и, оставаясь невидимым, он достигает того, что человек, озираясь, ищет виновника во вне, и не понимает, что это искушение от духа злобы. И дух злобы старается расставлять свои сети неприметно для человека. Человек, иногда, погружаясь и запутываясь в эти сети, даже не понимает, что они расставлены именно для него. Дух злобы старается сделать эти сети не только не видимыми, но и приятными, что бы человек, увязая в них, находил как будто бы какое-то наслаждение. И особенно, рассыпая перед человеком блестящий прах, за которым человек устремляется, не понимая, что это такая же сеть, опасная для него.

И, наконец, нам нужно знать, что дух злобы, делая неприметными сети свои, – он уловляет человека более всего своим наблюдением, и работает индивидуально. У него есть возможность по вашему состоянию, по выражению, всевая вам ложные мысли, греховные, – смотреть вам в глаза и исследовать, и понимать, что вы думаете, что вы хотите, и видя склонность человека к какой-то страсти или греху, –он начинает возбуждать и плотские страсти через кровь человека. У святых отцов достаточно хорошо раскрыта эта тема, о том, что духи злобы способны возбуждать страсти человека, действуя через кровь. Зная эти тайны духовной области, будем и мы стараться жить предельно осторожно, внимать и анализировать не только свои мысли, чувства и желания, свои поступки, и понимать, что иногда мы не увязли бы в какие-то искушения, будь мы осторожны, и понимая, что не окружающие люди более виноваты, а виновата только наша свобода, наши страсти и похоти, которые не уврачёваны, или не замечены нами и не исправлены. Вот это учение святых отцов, для нас дано как некое училище благочестия, исследуя которое, мы могли бы более милостивно и благосклонно относиться друг к другу, понимая, что бо́льшая часть, бо́льшая или огромная толика в наших взаимоотношениях, – натянутых, злых, не добрых, – принадлежит всё-таки области духов злобы, которые искушают нас.