25.12.2022, Неделя 28-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Протоиерей Сергий Жиров

Всех вас, братья и сестры, я поздравляю с праздником и принятием Святых Христовых Таин, Тела и Крови Бога нашего Иисуса Христа. И пусть эта величайшая Святыня, дарованная нам Богом нашим и Спасителем Иисусом Христом, только утверждает нас в доброй вере, дабы в оный день нам стать с вами не зваными, а избранными.

«Много званых, но мало избранных», – слышали мы сегодня слова из Евангелия. Эти слова Господь сказал, завершая притчу о званых на вечерю. Смысл этой притчи заключается в том, что Господь Иисус Христос, завершив дело спасения рода человеческого, и даровав человеку для этого все возможные средства, теперь приглашает человека воспользоваться этими спасительными средствами.

«Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас», – говорит Он. Но, к сожалению, немногие люди пользуются этими средствами, чтобы спастись. Много званых, но мало избранных, мало стремящихся ко спасению души и своему благу. Но даже среди нас, верующих людей, многие отвергают свое спасение, слыша об этом каждый раз. Призывает нас Господь, предлагает нам спасение, даже в какой-то степени оно нам навязывается.
Все мы с вами как христиане призваны Богом нашим Иисусом Христом, Святой Его Церковью ко спасению, но кто же из нас избранный? Пусть совесть каждого из нас будет добрым помощником в ответе на этот вопрос. Она подскажет, чего нам ещё недостаёт, чтобы быть избранными.

Святые люди, изведывавшие путь спасения, говорят нам, что избранные – это те, кто твердо держится святого Евангельского учения, учения Святой Православной Церкви – единственной помощнице и руководительнице человека в деле спасения души.

Избранные те, кто читает и слушает Слово Божие, внимает ему, не только слушает и внимает, но и дает место Евангельским заповедям в своей жизни. Как земля впитывает влагу, так и человек, живущий по Евангельским заповедям, всегда руководствуется ими в жизни.

Избранные те, для которых всякое церковное определение священно, а священник Православной Церкви – добрый помощник в деле спасения души, добрый служитель Церкви Христовой.

Избранные те, для которых всякая христианская святыня – храм Божий, икона, крест, – священны, и вызывают благоговение.

Избранные те, кто всей своей жизнью любит Бога, устремляется к Нему всем сердцем, стремится к единению с Ним через молитву и Таинства Церкви.


Избранные Божии те, кто любит каждого человека, как любезнейшее чадо Отца Небесного. И, несмотря на нищету этого человека, малое его служебное или общественное положение, он помогает таковым людям.

Избранные Божии – это те, кто не допускает в своей жизни не только какого-либо худого дела, но и скверных слов, худой мысли, и с негодованием отвращается от всего, что противно Божественному велению, от кого бы оно не исходило.

Избранные Божии – это те, у которых душа добрая, мягкая, отзывчивая на всякое доброе дело, отвращающаяся от всего греховного, и искренне любящая Бога и всякого человека.

Избранные Божии – это те, кто избегает худых сообществ, и даже друзей, а напротив, – всячески стремятся сближаться с людьми, которые утверждаются в Боге, в добром житии, смиренны, кротки, которые не кичатся своими добрыми делами.

Словом, избранные Божии – те, кто старается в своей жизни руководствоваться заповедями Божиими. И хотя такие люди и согрешают (а все мы много согрешаем), но они искренне каются в своих грехах, сокрушаются и плачут перед Богом. И таким образом становятся новыми людьми, духовно совершенными в этой жизни. Но к сожалению, немало и таковых, которые, признавая святость и благоговение перед Богом, Его благость, признавая свой долг и обязанности перед Богом, тем не менее, под различными предлогами отворачиваются от Бога, оставляют Его каждый по-своему. «Мы – говорят они, – не против христианской святости и благочестия, но повседневные заботы, работа, отнимают у нас много времени. Нам некогда ходить в храм Божий и жить благочестивой жизнью».

Другие же напротив, говорят: «Когда пойду на пенсию, состарюсь, тогда у меня будет много времени и возможность ходить в храм Божий, молиться, каяться во грехах своих, утверждаться в добром житии по Бозе». Многие, думающие так, и ничего не делающие для спасения души, горько ошибаются. Преждевременная смерть унесла их из этой жизни совершенно неподготовленными к жизни Будущего Века. Да и кто даст гарантию человеку, что тот доживет до пенсии, до старости? Немало тех, кто доживает до пенсии, но до этого времени никогда не посещал храм, не жил по заповедям Божиим. Уже в таковом возрасте человек часто неспособен жить по христианским заповедям, менять в корне свою жизнь. Такие люди не спасутся.

Поэтому, пока Господь терпит нас, дает нам золотое время, здоровье, возможность жить по-христиански, – надо этим даром Божиим пользоваться. Мы должны не пренебрегать Божиим долготерпением и Его любовью к нам. «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2), – говорит апостол Павел. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?» (Рим.2:4), – говорит апостол Павел.

Все мы с вами, братья и сестры, чрезмерно обременены житейскими заботами, успехами в работе, какими-то житейскими удовольствиями. Но каждому из нас Господь напоминает, когда мы открываем Евангелие: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Это мы не исполняем обетов и обещаний. А у Бога всякое слово, единожды сказанное, непременно исполнится в жизни каждого человека.

Но мы с вами не доверяем Богу, а возлагаем на себя попечение о всём. Что же из этого получается? Мы теряем драгоценное время. «Дорожите временем» – говорит апостол Павел. Оно дано нам от Бога, чтобы наполнить свою жизнь всяким добрым делом в Боге, делом ко спасению души, а не погоней за мирскими удовольствиями. Эти плоды земных трудов человека очень быстро гибнут. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «То богатство, которое ты скопил в этой жизни не в Боге, оставляет тебя прежде твоего исхода из этой жизни».

Законное исполнение наших земных обязанностей не мешает нашей благочестивой, доброй жизни, а мешают этому беззаконная заботливость и суета, которые не знают ни меры, ни границ. Человек, приучивший себя по Евангельским заповедям жить, располагать временем, – у него всегда есть место и возможность для спасения души. Он возлагает свое упование на Бога, дающего пищу всякой плоти. Он не утруждает себя чрезмерной заботой только о земном. Но, полагаясь на Бога, он плодами своих трудов и сам питается, и даже другим помогает.


А жадность ко всему земному, только к земным благам, – всегда сопровождается недовольством. Человеку дают необходимое для жизни, а он хочет ещё больше. Дают человеку больше – он начинает строить хранилища, куда бы всё это скопить. И человек, чрезмерно прилепившись только к земному, ни о чем другом не думает, ничего другого не любит, кроме земного, – это богатство, слава, деньги – всё его сокровища. А где сокровище, там и сердце человека. И тот путь, по которому идут многие любители земного, ведет к вечной погибели.

А путь в Царство Небесное труден и тернист, но славен, и немногие находят этот путь. Это слова самого Бога: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…». Мы с вами как христиане должны стремиться жить не так, как живут многие, а как жили святые люди, прилагая много усилий в земной жизни для спасения души. И, наверное, счастливы избранники Божии, которые в этой жизни, может быть, несчастны, их мало кто знает, над ними смеются, притесняют, заставляют плакать, они страдают. Но таковых людей Бог любит, Он их хранит, Он им дарует всё необходимое для спасения души. А в оный день, когда таковой человек исполнит всё во славу Божию в земной жизни ко спасению души, – Господь таковым людям посылает мирную, добрую, благую кончину. А по смерти, Он им дарует оставление прегрешений и Вечную жизнь в Своих Горних обителях, в Царствии Небесном. Аминь!

С праздником вас, друзья!