26.02.2017, Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресение

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, сегодня, в преддверии Великого поста на Литургии читалось Евангелие, в котором Господь говорит о посте и о его сути. Суть поста — в прощении, в избегании лицемерия, в приобретении чистоты сердца. Вот Его первое обращение к нам:«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

Сегодняшнее воскресение называется прощенным и на вечернем богослужении в нашем храме будет совершен чин прощения. Для нас важно, чтобы на этой службы мы постарались искренне простить кого-то до конца. Можно даже сказать, что если мы не примиримся с ближними нашими перед постом,тои прохождение Великого поста может не принести нам пользу.

Но понятие прощения тоже требует толкования. Вроде бы простое слово, вроде бы мы понимаем, о чем идет речь, но когда начинаем задумываться, когда стараемся постичь самую суть прощения, то здесь возникают большие трудности. В жизни каждого из нас были такие периоды, когда не хотелось общаться, говорить с ближними своими. Когда изменяет муж, когда совершается физическое насилие над нами, когда предает друг, то мы думаем: «Разве возможна в таких обстоятельствах какая-то дальнейшая жизнь, как тут простить?».А если вспомнить слова Господа Иисуса Христа о том, сколько можно прощать: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18, 22), то жизнь должна превратиться просто в кошмар.

Нет, наша вера христианская совсем не в том, чтобы безропотно терпеть предательство или побои. Конечно, жизнь такую нужно менять. Но христианская вера в том, чтобы в нашем сердце не оставалось зла против тех, кто грешит против нас, чтобы мы всегда видели лучшую сторону обижающего нас человека, потому что в каждом из нас есть образ Божий.

Если,согрешившие против нас люди, обращаются к нам за помощью, то, что бы не было в прошлом между нами, мы должны им помощь оказать, и не потому, что какой-то долг есть перед человеком, а потому что сердце наше должно быть наполнено божественной любовью. Божественная любовь не смотрит — злой человек или добрый, но всем посылает благо.

Второй призыв, который мы слышали сегодня в Евангелии: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6, 16), учит нас отказаться от такого нашего внутреннего состояния, как лицемерие.

Действительно, так часто в нашей церковной среде встречается грех лицемерия. Когда наступает пост, даже вопреки словам Христа, мы напускаем на себя мрачные лицаи хотим выглядеть постящимися перед людьми. Мы не вкушаем определенного рода пищу, но при этом «поедаем» ближних. Мы ходим на богослужения, и даже причащаемся, но совсем не боремся с теми грехами, которые находятся в глубине нашего сердца. В древней Церкви была общая исповедь. Что это означало? Если человек тайно согрешал, то он приходил в общину и перед всеми людьми, во всеуслышание, объявлял о том, что он сделал. Допустим, человек говорит: «Я отрекся от Христа, я не стерпел и принес жертву идолу». И тогда вся община выносила какое-то свое решение об этом человеке. Иногда оставляли его в своем собрании или удаляли в число кающихся, или он совсем отлучался от общения. И в этом была правда, здесь не было никакой лжи, здесь не было никакого лицемерия. Мы же стараемся выглядеть перед нашими ближними хорошими, пригожими и приглаженными. Внутри же,при этом, мы совсем не такие.

Как часто мы страдаем от того, что о нас говорят люди! Задумываемся ли мы о том, что мы говорим о людях? А не проще ли было в простоте сердца быть внутренне едиными?Это значит, говорить то, что думаешь, а думать стараться обо всех хорошо. Чтобы нас не трогало то, что происходит вне нас, нас не касается. Чтобы нас трогала только борьба с нашими внутренними грехами и стяжание благодати Духа Святого. Когда не будет лжи внутри нас, то и не будет лицемерия, потому что ложь и лицемерие — это практически, одно и тоже. Вот тогда это будет искреннее прохождение поста, в борьбе с нашими грехами, а не чужими.

Все это нужно для того, чтобы исполнить третий призыв Христа, который прозвучал в сегодняшнем Евангелии:«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Мф.6, 19). Другими словами, Христос говорит, что если наше сердце будет чисто, если мы будем стремиться стяжать благодать Духа Святого, тогда главным в нашей жизни будет достижение Царствия Небесного. Так надо жить, чтобы все земное, второстепенное и преходящее не отвлекло нас от вечного.Только Бог непреложно вечен и в эту благую вечность Он зовет и нас!
Аминь!