26.07.2020, Неделя 7-я по Пятидесятнице

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф., 9: 27-35) мы слышали об исцелении двух слепцов, и это необычное евангельское повествование имеет глубокое внутреннее духовное значение, сопровождающее весь человеческий род и всю историю человечества. В какое время и в каком состоянии человек способен увидеть Бога? И это поразительно! Пришествие в мир Христа Спасителя Богочеловека никого не ослепило и не лишило зрения, но вдруг мы видим, что множество обличенных людей, имеющих власть, обладающие большими и глубокими знаниями в законе, знатоки закона, блюстители его, вдруг почему-то не видят Бога. И в тоже время слепцы, которые лишены зрения, не только ощущают Его интуитивно, но прямо называют Его Сыном Божиим и обращаются к Нему. Господь обличал неверие иудеев. И, чтобы сделать это обличение для них более ощутимым и болезненным, Он даже говорил им, обращаясь к старейшинам, вождям народа, которые кичились своей богоизбранностью: «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:22). Это поразительно, что как будто бы нужно стать слепым, чтобы увидеть Бога!

Господь открывал людям истину: то, что ценно для Бога в человеке, находится внутри, и эта ценность должна быть приобретена человеком, она должна родиться в человеке. Это желание необычное, желание, известное человеку, с которым он был сотворен. Везде, если мы откроем Священное Писание, есть свидетельства, что Бог сотворил человека с чистым сердцем, и Господь исцеляет этих слепцов.

И здесь святые отцы открывают для нас очень важную истину, которую мы должны усвоить, потому что на протяжение последующей истории человечества множество людей слышат благовестие Христово, но никто не обращается, как будто для них оно закрыто. Многие умнейшие люди открывают для себя совершенно иную сторону бытия своего и вселенных и обращаются к Богу, а многие закрывают для себя эту истину и не хотят ее видеть. Поэтому, когда Господь обличал старейшин, которые спрашивают: «Неужели и мы слепы?» (Ин., 9: 40), они понимали, что что-то они упускают из понимания о законах благочестия. И Господь им говорил: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин, 9:41). Это несколько для нас тоже важное предупреждение, потому что мы все считаем себя зрящими. Но святые отцы говорят о важном и особенном для человека знании: о том, что у человека есть внутреннее око, и оно должно открыться для того, чтобы человек ощутил Бога и в какой-то мере познал и увидел Его. Потому что весь мир, как открытая книга, свидетельствует о Боге и Творце, которому человек должен воздать должное: поклонение и признание Его.

Святые отцы говорят, что внутреннее око человека открывается не сразу, открывается постепенно, тогда, когда человек хочет и стремится к этому. И какое это важное событие, когда человеку это даруется: открытие внутреннего ока, исцеление. Человек познает, что, оказывается, он не просто может, но обязан войти в область духовного мира, живя здесь на земле, войти внутрь себя и познать самого себя. Открытие этого внутреннего зрения открывает для человека величайшие блага и милости от Бога, без чего он не способен ни помочь себе сам, ни помочь другим. Но как для естественных наших глаз необходим свет, так для того, чтобы открылось внутреннее око, необходим свет Евангельского учения, для того, чтобы просвещено и исцелено было это око. И что такое открытие внутреннего ока? Оно осмысливается и как начало духовной жизни, потому что в нее человек может входить, открывая для себя тайны своего внутреннего мира. И вхождение в этот внутренний мир человек может произвести при одном условии: путь один — исцеление ока, восстановление его зрения, это постепенное очищение своей души. Только чистота сердца дарует человеку способность видеть Бога и познавать законы.

Есть много других путей, которые использует человек: различные практики оккультные, духовные, магические, эзотерика. Этих путей множество, но это пути, которые запрещены человеку. Там не ставится вопрос об очищении души и человек тоже может входить в эту область, но входит он туда как бы через забор. И он видит, ощущает действие духовных сил, но не знает, большей частью не догадывается, что при таком упражнении на него постоянно оказывают огромное влияние духи злобы и человек сначала получает некоторый интерес, но в конечном итоге начинает страдать. И все практикующие попытки вхождения неправильным путем в духовную жизнь получают тяжелейшие духовные травмы, беснования и кончают жизнь самоубийством.

Когда же человек входит правильным путем, с постепенным очищением своей души, он начинает видеть внутренним оком, видеть нечто необыкновенное, он начинает познавать мир, который лежит ниже него и который дан ему для его действий и употребления, этот мир не равен ему, он ниже. И он познает мир, который равен ему, который соответствует ему, это мир близких, ближних людей. Он понимает принципы и законы отношения к этому уровню жизни. Но он познает не мир, который выше его, духовное облако, где обитают ангелы и Бог. И таким образом, гармония мира для него становится совершенно открытой, и он познает свое предназначение. Мы же находимся чаще всего в области духовной слепоты, поскольку и даже свои вопросы, которые необходимо решать (как двигаться, куда идти, как правильно поступать) мы не можем чаще всего разрешить, поскольку забываем, что помощь-то всегда под рукой, если мы ее пожелаем. Некогда пророк сказал: близкий — есть Бог, Он недалеко от тебя, тебе не нужно на небо восходить, чтобы получить помощь от Бога, поскольку помощь не только ближе, возле тебя, но если ты открываешь свою душу для Бога, то Он внутри тебя и твоя жизнь становится правильной, полезной, осмысленной, богоугодной и спасительной. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем! Желаю вам помощи Божией в ваших трудах, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин!