28.06.2020, Неделя 3-я по Пятидесятнице

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Дорогие братья и сестры!

Сегодня в Евангелии от Матфея в 6й главе мы с вами слышали слова Христа, который обращался к народу: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Казалось бы, все понятно в этих словах, нам не надо печься о земном больше, чем о Небесном, но все-таки давайте постараемся понять, о чем же говорит Христос, произнося «ищите прежде Царства Небесного». Царство Небесное — это, пожалуй, самое сакральное понятие, которое есть в Евангелии. Господь почти все свои притчи говорил о нем. Он начал свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:4). И это понятие, которое для христиан было очевидным, для нас с течением времени сделалось не столь понятным.

Вот скажите мне, что мы просим, когда в молитве Господней звучат слова: «да прии́дет Ца́рствие Твое». Неужели мы просим приблизить загробную жизнь, в которой мы жили бы вместе с Богом? Но Господь пришел для того, чтобы победить смерть. Когда Христос видел смерть, Он плакал и никаким образом не мог дать в этой молитве прошение, которое бы приближало наш переход к Отцу Небесному. Наверное, какой-то другой смысл есть в этих словах. А смысл мы поймем, когда вспомним слова Христа: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк.17:21). И если мы постоянно будем размышлять об этом и помнить эти слова Господа, то мы поймет, что Царство Небесное — это состояние нашей души, которая встретилась и живет с Богом.

Многим из нас не дано этого понять, потому что мы живем в мирской суете, мы постоянно забываем о нашем христианском предназначении. Нам кажется, что Царство Небесное достигается только монахами или великими святыми, но это совсем не так. Евангелие написано для нас, для всех простых людей: для одиноких и для семейных, для детей и для взрослых. Нет человека на земле, к которому не возможно было бы обратить слова Христа. Поэтому, не имея собственного опыта, мы должны обратиться к тому, кто этот опыт имеет.

Очень хорошо писал преподобный Силуан Афонский о встрече души человеческой с Богом. Он даже ввел понятие «сладость Духа Святого» и очень много говорил об этом, что душа, познавшая Святого Духа, встретившаяся с Богом, уже больше не о чем земном не может мыслить. Это такая сладость и такое блаженство, что душа человеческая забывает все земное и стремиться только к этому Небесному Царству. Преподобный Силуан Афонский был человеком простым и примеры приводил простые, которые черпал из своей христианской жизни. Он рассказывал о петухе, который пасется со своими курами и думает, что это весь мир и больше ничего не существует, а между тем есть орел, который парит в высоте, который видит землю с высоты полета и который знает, что есть горы, есть небо синее, есть леса и степи. И вот если этому орлу обрезать крылья и поместить в курятник, то с какой же неизбывной печалью он будет вспоминать то время, когда он мог видеть все! Так же и душа человеческая, вкусивши сладость благодати Божией, уже не может ни о чем думать, кроме того, как только стремиться к Богу.

Браться и сестры! Будем помнить об этом, что царствие Божие внутри нас, что это состояние нашей души и что мы постоянно изменяем этому самому Царству, изменяем своими грехами, своими немощами. Тот же преподобный Силуан писал, что если человек вкусил благодать Святого Духа, тогда он молится так, как никто другой. Но если случается вдруг ропот, осуждение, уныние, если случается конфликт с ближним своим, то эта благодать отступает и душа скорбит. И нельзя сказать, что в этом случае Благодать возвратится сама собой. Для этого нужно вновь много положить усилий, трудов и покаяния, для того чтобы Дух Святой пришел опять к душе и жил бы вместе с ней.

Вот об этом Царствии Небесном говорит Христос, об этом говорит Евангелие, о жизни человека с Богом. Если вкусит душа благодать Святого Духа — она смотрит уже другими глазами на этот мир. Она видит, в какой суете предстают все заботы о хлебе насущном, об одежде, об этой самой жизни. Есть только одно желание и стремление жить вместе с Богом и отвращаться того, что этому мешает. Аминь!