31.05.2020, Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325)

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на Божественной Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором накануне своих крестных страданий в горнице с учениками Христос возносил последнюю молитву Своему Отцу. И молитва эта, в том числе, была и об учениках. Господь говорил: «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне». Конечно, речь идет не только о двенадцати учениках, которые были тогда рядом с Ним. Господь молился о всех верующих в Него. И тогда, и в последующие века, и сейчас эта молитва — она о всех нас, собравшихся на Трапезу Господню.

И Господь дальше просит Своего Отца: «Отче Святый! Соблюди их во Имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». И вот на эти слова надо посмотреть, наверное, особенно внимательно, потому что, как бы ни страшно звучало, но эта молитва Христа к Своему Отцу не была исполнена. Мы с вами не сохранили единства. С самых первых веков христианства начались распри и разделения. Потом ереси терзали Святую Церковь. Затем произошло разделение на западную церковь и на восточную. У нас на Руси страшная трагедия случилась, когда Русская Церковь раскололась на нашу сегодняшнюю и на церковь старообрядческую. Можно сколько угодно говорить о том, кто прав и кто виноват, но в духовной жизни нет правых и виновных. В духовной жизни есть грех или добродетель. Если мы внимательно посмотрим — то увидим, что грех не дал сохранить нам это единство, а именно – грех гордыни, гордыни человеческой, которую Господь не может переделать в нас, которую Он показал нам как грех, но которая неистребима в нас до сих пор.

Господь – это величайшее смирение. Нам надо всегда это понимать, потому что, если мы себе представим Бога как силу, карающую нас за наши прегрешения, как Вседержителя, который исправляет силой наши немощи и грехи, посылая нам всяческие искушения, тогда мы будем впадать в заблуждение, потому что Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем». Если мы посмотрим на всю историю взаимоотношений Бога и человека — мы увидим, как Господь смиренно относится к человеку. Человек превозносится, гордится, человек может отступить от Бога, может хулить Его, но Господь со смирением всегда ждет покаяния, ждет, когда человек обратится – обратится сам, своей душой, своим сердцем, своим разумом и придет к покаянию. Насильно Господь никогда не ведет человека к Себе. И эта гордыня человеческая явлена бывает не только в истории, она явлена бывает и в нашей жизни, в жизни нашей церкви, нашей общины, в нашей семейной жизни. И всегда там, где есть гордыня, есть разделение. Преодолеть это разделение мы можем только смирением. Господь никогда насильно ничего не делает, а мы всё время хотим что-то изменить своей волею, мы думаем, что так будет лучше. Если мы представляем Бога наказывающего и старающегося нас изменить насильно, мы и сами так начинаем действовать, мы и сами хотим исправить жизнь вокруг нас, сделать все, как нам кажется, правильным и удобным. Мы искореняем грех всегда, но всегда, почему-то, вне нас – в других людях, но только не в самих себе. А ведь глубочайшее смирении – это увидеть грех в самом себе и стараться именно там его исправить. Там поле борьбы — сердце человеческое, между Богом и сатаной.

И вот нам надо об этом помнить. Помнить о том, что мы должны хранить единство по слову Господа. Именно об этом Христос молил Своего Отца, и именно этого сейчас так мало среди тех, кто собирается в церковь и называют себя христианами. Будем помнить, братья и сестры, что Господь – величайшее смирение. Любви не бывает без смирения. И если нет смирения — значит, и нет любви. Помнить об этом будем. Нам никогда не сделаться причастниками Божественной жизни, Божества, если мы не будем смиренными подобно тому, как смирен Сам наш Творец и наш Господь.

Аминь. С праздником вас!