Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Великий пост, который мы знаем сегодня, сложился не сразу. Христиане первых веков постились совсем по-другому. И вот этот Великий пост возник из-за того, что люди, готовящиеся ко Крещению, обучались, ходили на богослужения и постились достаточно строго и долгое время. Вот из этого поста оглашенных и возник Великий пост. Люди, готовящиеся ко Крещению, ходили на Божественную литургию, слушали чтение Священного Писания, его объяснения, а потом, после возгласа дьякона: «Елицы оглашенные, изыдите!» – уходили. Поэтому Священное Писание, читаемое во время Великого поста на воскресных Литургиях, обращено именно к этим людям – к тем, которые готовились принять Святое Крещение, которое совершалось в давние времена или в Великую Субботу, или на саму Пасху.
«…отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Эти красивые слова – образ того, что Господь становится ближе к человеку...
Так и сегодняшнее чтение. Мы с вами слышали рассказ о том, как Христос призывает двух Своих учеников – Филиппа и Нафанаила, и говорит им: «…отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Эти красивые слова – образ того, что Господь становится ближе к человеку, вместе с ним, и наступает Царство Небесное. Конечно, это новая жизнь, эти отверстые небеса – возможны были после того, когда крещаемый в Великий праздник сподобился сходить в купель, получал благодать Святого Духа и первый раз полностью присутствовал на Божественной литургии, и принимал вместе со Святой Церковью Святые Дары – Тело и Кровь Господню. С тех пор прошло времени очень много. Многое изменилось в нашей церковной жизни, и теперь мы не готовимся так долго к тому, чтобы принять Святое Крещение. Само Крещение проходит достаточно будничным образом, и зачастую мы совершенно не чувствуем близость Бога к нам. Наша жизнь продолжает течь так же, как обычно. Мы не видим Ангелов Божиих, которые восходят и нисходят к Сыну Человеческому.
И вот таким образом, соблюдая некие внешние действия, мы надеемся, что Господь нас посетит, что Он ниспошлет Свою Благодать на наши души
Почему же так происходит? Почему новая жизнь, завещанная Христом, открывается не всем, не каждому, и не сразу? Всё-таки благодать – она осталась той же самой. Наверное, дело в людях. Наверное, дело в нас с вами. Мы привыкли сейчас, в большинстве своем, исполнять ритуал. И, таким образом, думаем, что благодать Святого Духа должна сойти на нас. Мы регулярно стараемся каяться в своих грехах, мы приходим на Божественную литургию и каждый, со своею периодичностью, стараемся причащаться. Мы читаем молитвы, которые положено прочитать в том или ином случае – вечером, утром, перед Божественной литургией, может, ещё что-то… Само Евангелие даже включено в этот процесс. Кажется, главу Евангелия нам надо обязательно прочитать и внести в свое правило. И вот таким образом, соблюдая некие внешние действия, мы надеемся, что Господь нас посетит, что Он ниспошлет Свою Благодать на наши души.
Но ещё Господь говорил, что дело не во внешнем делании
Но ещё Господь говорил, что дело не во внешнем делании. И святые отцы уверяют нас с вами в этом. Святой Симеон Новый Богослов пишет: «В силу веры, прежде всякой другой добродетели, приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели, и уже помощию благодати Божией всякая добродетель устанавливается в сердце и бывает действенною; так что всякая добродетель, не от благодати Божией бывающая, вменяется у Бога не в настоящую добродетель, потому что такая добродетель не Божия». И становится понятным, почему человек нецерковный, будь он трижды добрый, делающий добрые дела, старающийся правильно относиться к людям, никогда не будет вместе с Богом. Исидор Пелусиот продолжает: «По какой причине благодать Божия нисходит не на всех? Знай же… сие бывает потому, что она испытывает сперва произволение, а потом нисходит. Ибо хотя и благодать, но изливается не просто, но, соразмеряясь с приемлющими, истекает в такой мере, в какой найдет вместительным представленный ей сосуд веры. А если бы не требовала она сперва зависящего от нас, то нисходила бы на всех, но поелику испытывает произволение и потом посещает... то на одних нисходит и пребывает на них, от других же отступает, а на иных не нисходит и первоначально».
Мы можем всё исполнять в полноте – тот же самый Святой пост, но если в душе нашей будут гнездиться страсти – ничего у нас с вами не получится
Можно ещё много зачитывать цитат святых отцов. Но они сводятся к одному: только наша внутренняя жизнь, только состояние нашей души является причиной, по которой благодать может снизойти на нас. Мы можем соблюдать многие церковные правила, уставы. Мы можем всё исполнять в полноте – тот же самый Святой пост, но если в душе нашей будут гнездиться страсти – ничего у нас с вами не получится. Господь нас призвал к чистой жизни, к свету, к радости, к любовному общению друг с другом – только так возможно, чтобы мы стали Божиими людьми. Только в чистоте и в радости Божией возможно снисхождение благодати, когда мы причащаемся. Сколько рассказов святых отцов, когда они видели людей причащающимися внешне, но благодать не сходила на этих людей! Таких рассказов множество. Поэтому задумаемся об этом. Святой пост – это время, когда можно поглубже заглянуть в свое сердце, понять, что залог нашей с вами христианской жизни – это чистая жизнь без греха, без страстей. Эти страсти нужно отвергнуть, чтобы понять, какая же радость жить без них! Какая же свобода наступает, когда мы освобождаемся от того, что нас тяготит! Какая радость в сердце поселяется, когда мы ходим стопами Господними!
...чтобы то, что говорит Христос, эти святые слова, звучащие из Нового Завета, стали нашим путеводителем не во внешних деяниях, но во внутренней жизни...
Давайте вдумываться в Святое Евангелие, давайте соизмерять Его с нашей жизнью, давайте сделаем так, чтобы прочитанная глава Евангелия была не просто галочкой за сегодняшний день, а стала руководством к нашей духовной жизни, чтобы то, что говорит Христос, эти святые слова, звучащие из Нового Завета, стали нашим путеводителем не во внешних деяниях, но во внутренней жизни, чтобы ожил, наконец, наш внутренний человек и засиял Божественной любовью, к которой все мы призваны Богом. Аминь.
С праздником вас!
24.03.2024, Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с днем Торжества Православия, – с праздником, который утвержден был в IX веке, и до скончания века он будет нам свидетельствовать о том, что всё, что в Церкви утверждено Богом, – оно вечно, оно сотворено для спасения человека. И мы с вами как христиане, как православные люди, как чада, дети Божии, должны пользоваться этими средствами, так необходимыми для спасения. Всё в этом мире – мире Божием – всё имеет свою цель и свое назначение. Всякое дыхание, сотворенное Богом, по-своему славит и прославляет своего Творца. Всё в жизни должно приносить свои плоды. Дерево, не приносящее плода, обречено на истребление, на уничтожение. Человек – венец творения Божия, и Начальник нашей жизни, – Бог – Он требует от человека определенных плодов. И как дороги для нас должны быть слова Евангелия – слова Самого Бога: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8), «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).
Пост – это дар Божий, пользуясь которым, человек может принести достойные плоды во славу Божию и для своего спасения
Продолжая свой жизненный путь, каждый человек неизбежно приходит к той линии, к той границе, за которой для него будет закрыта всякая возможность приносить плоды. Бог сотворил сей мир, космос и всю вселенную, Он любит Свои творения, Он любит дела рук Своих – человека, сотворенного по образу и по подобию Его, и требует и хочет от человека добрых плодов, и для этого у каждого человека есть полная возможность. Ныне – время Великого поста. Пост – это дар Божий, пользуясь которым, человек может принести достойные плоды во славу Божию и для своего спасения. И необходимо каждому христианину пользоваться этим даром Божиим, чтобы принести достойные плоды – плоды веры, правды, истины, плоды покаяния и святости, без которых никто не узрит Царствия Божия.
Покаяние – это врачевание, это очищение, это возможность принести Богу добрые плоды
Бог помогает человеку в добрых делах. Но без человека Бог не спасает человека. Бог – есть совершеннейшая чистота и святость, а мы с вами немощные люди, и зная это, осознавая это, Святая Церковь во дни Святаго поста сугубо просит Бога, чтобы Он даровал нам силу, укрепил бы нас, и подвигнул бы каждого христианина к делу покаяния. Покаяние – это врачевание, это очищение, это возможность принести Богу добрые плоды. Мы все с вами прекрасно знаем из Священного Писания, что Царство Божие, оно даром человеку не дается, нужен со стороны человека труд, подвиг, старания, усилия, жизнь по заповедям Божиим. И этот труд он непременно должен проходить под руководством Святой Православной Церкви.
...но чтобы эти грехи видеть и знать, к этому надо готовиться, просить Бога, чтобы открыл нам Господь ве́дение наших грехов...
Что же делать человеку, когда он приступает к покаянию, когда он приступает к исповеди, – что необходимо, чтобы покаяние наше было истинным, богоугодным, и спасительным для нас? Все святые люди утверждают это, и говорят нам во весь голос, что для этого необходимо человеку сокрушение о грехах своих, твердая решимость оставить путь греха, вера в Бога, и надежда на Его бесконечное милосердие. Приступая к исповеди, человек должен к этому готовиться. Сейчас время поста, и многие люди, многие из нас, один раз в год, приходя в храм во время Великого поста, подходя к аналою с Евангелием и крестом, они не знают в чем каяться, о чем говорить, рассказывают какие-то домашние истории, события. К Евангелию, ко кресту, мы должны подходить и каяться во грехах своих, но чтобы эти грехи видеть и знать, к этому надо готовиться, просить Бога, чтобы открыл нам Господь ве́дение наших грехов. Неслучайно во дни Святаго поста Церковь так часто коленопреклонно молится перед Богом молитвой преподобного Ефрема Сирина: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения». Мы с вами согрешаем, когда на исповеди сознательно не говорим своих грехов, будучи грешными, сознавая себя, что мы, якобы, не достойны Божественного наказания. И только Бог, по Своему бесконечному милосердию терпит нас, любит нас, и дарует нам всё для спасения. Мы, когда так поступаем, уподобляемся лицемерным фарисеям, и только преодоление такого фарисейства может принести достойное покаяние.
Наше такое страстное желание и стремление жить хорошей жизнью только здесь, на земле, оно губит, оно разрушает веру в будущую блаженную жизнь
И сокрушаясь о грехах, человек должен положить в себе твердое намерение оставить этот путь греха, и встать на путь доброй жизни в Боге. На это нам надо обращать внимание, и приняв Таинство Исповеди, Покаяния, приняв Тело и Кровь Христову, мы не должны дальше стремиться грешить. Не надо обманывать себя, не надо лгать Богу, не надо оскорблять Божественных Таинств. Наше такое страстное желание и стремление жить хорошей жизнью только здесь, на земле, оно губит, оно разрушает веру в будущую блаженную жизнь. Поступая так, человек не верит в пришествие милующего нас Бога, он не верит в домостроительство нашего спасения. Надо каяться в своем маловерии, беспечности и слабой надежде на Бога. Бог являет нам милость на всякое время, на всяком месте, каждому человеку и в целом на весь человеческий род. И мы с вами как христиане должны слезно просить у Бога прощения наших грехов, и почаще взывать к Богу словами пророка Давида: «Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его» (Пс. 102:2).
...каждый христианин должен прилагать немалые старания к исправлению своей жизни, чтобы принести спасительные плоды покаяния Богу...
Приступающим к Таинству Покаяния необходимо знать, верить в Бога и иметь твердую надежду на Его бесконечное милосердие. Сам Господь принимает на Исповеди наше покаяние, Он же и прощает и милует нас, от грехов спасает наших. Он, ради спасения пролил Кровь Свою на Кресте за весь человеческий род. И Кровь Его очищает каждого человека от грехов, но очищает того, кто имеет сердечную веру в Него, и доброе намерение оставить путь греха. «Имейте веру», – говорит нам Христос во Евангелии, и «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Вера должна сопровождаться доброй жизнью по Боге, и, проходя поприще Святаго Великого поста, каждый христианин должен прилагать немалые старания к исправлению своей жизни, чтобы принести спасительные плоды покаяния Богу, и чтобы до́бре пожив в это время по-христиански, оставить путь греха, нам бы с вами достойно встретить светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. Аминь.
С праздником вас, друзья!