Проповедь, иерей Алексий Крикунов
В нашем сознании богатство ассоциируется с достатком, счастьем, благоденствием. Оно для всех желанно, и в нем многие полагают весь смысл жизни, тратят все силы и даже полагают за него жизнь. Но как только мы соприкасаемся со словом Божиим, то находим совершенно иной взгляд, иную ценность и смысл богатства. В словах Христа о богатстве мы видим, что Бог как будто хочет о чем-то важном предупредить человека: «…берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15). «Глаза любостяжания никогда не насытятся», – говорит библейская мудрость. Вот и сегодня мы слышали одну из таких притч о безумном богаче. Собрав богатый урожай, он думает построить новые житницы и жить счастливо.
…Этот персонаж притчи – неисправимый эгоист, для которого богатство стало идолом. А потому он не назван по имени, но назван безумцем…
Кто он, этот богач? Он изображён полностью одиноким. Нет слова ни о семье, ни о друзьях, и он советуется с самим собой. Этот персонаж притчи – неисправимый эгоист, для которого богатство стало идолом. А потому он не назван по имени, но назван безумцем. В его жизни нет вертикального измерения, но все мысли только о земле. Его поведение – открытый вызов всему, чему учит слово Божие. И вот буквально следующее за притчей наставление Христа, обращенное к народу, где Он открывает глубинный смысл истинных ценностей, и он не в богатстве. Господь говорит: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, чтó заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, чтó вам есть, или чтó пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк.12:22–31).
Все сейчас томятся и ищут внутреннего мира и душевного покоя. Но путь к нему давно уже был указан в древности…
Притча о безумном богаче напоминает нам, на каких шатких основаниях стоит этот безумный мир, в котором мы живем, где всё определяется золотом, деньгами, земным успехом, и в приобретении богатства и вся мудрость жизни. Не имеющий богатства считается глупым и недалеким. Имеющий богатство, хоть и глупее всех, считается умным. У такого человека нет в памяти Бога. И Бог никак не соотносится ни с его системой ценностей, ни с его внутренним миром. Все сейчас томятся и ищут внутреннего мира и душевного покоя. Но путь к нему давно уже был указан в древности. Ветхозаветный пророк Исаия ставит душевный покой человека в прямую зависимость от его способности делить с голодным свой хлеб: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его» (Ис.58:7). «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:8). «Тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень…» (Ис.58:10), «…ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис.58:11). Аминь.