Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Господь наш Иисус Христос не единожды возвещал и говорил роду человеческому, чтобы человек не прилеплялся к земным благам, удовольствиям и радостям всем своим сердцем, но поучал нас и говорил, что человек призван прежде всего искать Царства Божия и правды Божией, с твердой верой в то, что Бог непременно даст человеку всё, необходимое для земной жизни. Слово Божие учит нас не собирать себе сокровищ на земле, но собирать сокровище на Небе, куда пойдет оно с нами в жизнь будущаго века, – туда, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20) – говорит нам вечное Слово. И такое вечное духовное сокровище человек может стяжать в верующем своем сердце, если он будет следовать за Иисусом Христом во исполнение Его заповедей святых. И в подтверждение истинности Своих слов, Христос предлагает нам в сегодняшнем евангельском чтении притчу о безумном богаче. Содержание этой притчи: у одного богатого человека уродился богатый урожай, и он рассуждал в себе: «что делать мне с таким богатым урожаем, с этими плодами?» и наконец определился: сломать старые житницы, построить новые, положить туда весь урожай, и сказать душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк.12:19). Уже в этих словах он поставляет себя на путь погибели, но Господь говорит ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20). Сказав эту притчу, Христос заключает: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21).
…и богатство и бедность от Бога, что и богатого и бедного сотворил Бог…
Господь назвал этого богатого человека безумцем, потому что он, заполучив от Бога к своему богатству ещё и прибавку в этом большом урожае, не вспомнил о Том, Кто дарует человеку всякое благо, Кто дал ему этот богатый дар природы. Если бы этот человек заглядывал бы в Слово Божие, а каждый из нас призван и должен всяк день заглядывать в Слово Божие, то он нашел бы там то, что и богатство и бедность от Бога, что и богатого и бедного сотворил Бог. Он назван безумцем ещё и потому, что получив от Бога такое богатство, он не вспомнил о тех, кто нуждается в помощи – о голодных, нищих, страждущих. Ещё Слово Божие в Ветхом Завете повелевало человеку: «сиротам буди как отец, дай алчущим от хлеба твоего, и нагому от одежд твоих, которые у тебя в преизбытке». В Новом Завете Христос прямо говорит: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Апостол Павел в послании к своему ученику Тимофею свидетельствует: «Богатых в настоящем веке увещевай… чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами» (1Тим.6:17-18).
…это богатство, накопленное им, в одно малое время может быть отнято у него…
Безумным этот человек назван ещё и потому, что он ни на йоточку не сомневался, что это богатство, его добро принадлежит только ему на многое время, и никто этого у него не отнимет. Он забыл о том, что это богатство, накопленное им, в одно малое время может быть отнято у него, уничтожено и пожаром, и водою. И наконец, Сам Господь, дарующий ему это богатство, может также отнять его у него. «Во время сытости вспоминай о времени голода и во дни богатства – о бедности и нужде» (Сир.18:25).
Временная жизнь на земле человеку дается для того, чтобы он здесь, потрудившись в Боге, приготовил себя к жизни будущаго века…
Этот человек назван безумным ещё и потому, что он таким отношением к своей жизни поставлял себя на одну ступень с животными бессловесными, ибо только есть, пить, и спать – это удел бессловесных животных. У человека же совсем другое, высшее предназначение, другой смысл, другая цель жизни, другое содержание жизни. Временная жизнь на земле человеку дается для того, чтобы он здесь, потрудившись в Боге, приготовил себя к жизни будущаго века, чтобы он здесь, восходя от силы в силу, с помощью Божией во исполнение Святых заповедей Божиих, достигал высоты даже до богоуподобления, чтобы созревал здесь для Царства Небесного, как колос созревает ко дню жатвы.
Собирать богатство христианин призван не для себя, а в Боге богатеть – это значит жить для спасения своей бессмертной души…
Безумным этот человек назван ещё и потому, что он не знал, и знать-то наверное не хотел, что наша жизнь, жизнь каждого человека – в руках Божиих. Что не только годы, месяцы, но и дни, и часы нашей земной жизни изочтены у Бога, что в воле, в силе Божией дать нам эту жизнь, и в то же время Бог может прекратить жизнь каждого из нас. Собирать богатство христианин призван не для себя, а в Боге богатеть – это значит жить для спасения, для спасения своей бессмертной души, жить по заповедям Божиим, которые Господь явил нам с вами, исполнять эти заповеди Божии, собирать это сокровище евангельской истины, которое никто не украдет, которое никогда не истлеет, а таким сокровищем для христианина является и молитва, и пост, и покаяние, это и любовь к Богу и ко всякому человеку, это любовь и к Церкви Божией, это и братолюбие, это взаимное примирение друг с другом. Для того, чтобы человеку научиться собирать духовные богатства, ему необходимо понуждать себя делать добрые дела, бороться с теми грехами, которые в нас с вами живут, которые противятся всяким добрым стремлениям нашей души. Апостол Павел в послании к Римлянам, а это послание догматическое, – пишет: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18).
…они везде и всюду собирали богатство духовное для спасения своей души…
Вот такова наша с вами падшая природа. Христос, придя в мир, дал человеку силы, чтобы человек побеждал в себе эту падшую природу. Как боролись за свое спасение души в жизнь вечную святые люди, так и мы с вами призваны побеждать в себе это греховное начало, заглушать в себе пристрастное отношение к земной суете, к земным вещам, чтобы они не отвлекали нас от небесного, и чтобы не прилепляли нашу душу, наше сердце к земному. Мы с вами прекрасно знаем, с каким духовным наследием, с каким сокровищем нетленным отходили из этой жизни святые человецы Божии, отходили в жизнь будущаго века в Царство Небесное, с каким сокровищем любви, добрых дел отошли в мир вечности к Богу такие святые, как святитель Николай, преподобный Филарет Милостивый, преподобный Иоанн Милостивый, и многие-многие другие. Мы с вами прекрасно знаем, с каким сокровищем духовного смирения отошли в мир вечности и чистоты телесной такие святые угодники Божии, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский. Мы с вами прекрасно знаем, с каким духовным богатством слез покаяния и соединенным с ним тяжелым иссушением своей плоти и постом оставила сей дольний мир и перешла в жизнь вечную преподобная Мария Египетская. И так поступали все святые угодники Божии, наполняя свою земную жизнь всяким духовным сокровищем в Боге, ибо они знали, боялись, что эта кратковременная жизнь не послужила бы к погибели их вечной души, а посему они везде и всюду собирали богатство духовное для спасения своей души, ибо жизнь человека, – все мы с вами знаем – об этом нам напоминает Священное Писание – очень и очень кратковременна, это «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4:14) – говорит апостол Иаков. И по сравнению с вечностью, жизнь человека очень кратковременна и мимолетна. Святитель Василий Великий пишет: «За это краткое время земной жизни человек может приобрести себе право вечной блаженной жизни в Царстве Небесном, но может и потерять это право, соделав земную жизнь переходом в мир вечной скорби, вечных мучений, вечного, ничем не утолимого духовного плача».
…мы с вами, как христиане, должны слушаться Церковь, и много заботиться о спасении своей души в этой жизни, не отлагая это на завтра, на потом…
И Господь об этой истине возвещает нам сегодня в притче, да и в целом во всем Евангелии, и предлагая нам эту притчу, Святая Церковь хочет, постучавшись в наши сердца, напомнить и сказать нам с вами грешным и недостойным рабам Божиим о том, что священным долгом каждого человека является целожизненный подвиг и труд ко спасению души. И мы с вами, как христиане, должны слушаться Церковь, и много заботиться о спасении своей души в этой жизни, не отлагая это на завтра, на потом. Ибо внезапной может быть кончина каждого из нас, и Святая Церковь предлагает, напоминает человеку, что даже от первого движения сознательного до последнего вздоха перед смертью, человек должен своим духом устремляться в Небо, и созидать и собирать нетленные сокровища в Боге для спасения своей души, и просить Бога, чтобы Господь содействовал нам собрать это богатство, чтобы в оный день, когда мы с вами уйдем из этой жизни, это духовное богатство послужило бы каждому из нас только для спасения души для наследования Царства Небесного. Аминь.
С праздником вас!