Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня в Евангелии, читаемом на Божественной литургии, мы с вами слышали рассказ о том, как Христос общался с расслабленным. Как говорит Евангелие, Он пришел в Свой город – Назарет, город, в котором Он вырос, и там к Нему принесли расслабленного. И, обращаясь к нему, к этому больному человеку, Христос говорит: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). И когда Христос понял, что на Него ропщут книжники за эти слова, обратился уже к ним: «…чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: – встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6). Так и случилось. Больной исцелился, взял свои носилки, и в совершенном здравии пошел в новую жизнь. Мы не знаем, почему Господь, в первую очередь, сказал о прощении грехов. Но, вероятнее всего, что этого человека что-то очень сильно мучило, совесть его была нечиста. А ведь порой эти терзания совести могут быть сильнее, чем телесные болезни.
…мы с верою и надеждою должны жить, зная, что Господь прощает нам наши грехи…
И после этого рассказа нам всегда нужно задумываться о своих грехах и прощении их Богом. Мы можем вспомнить одно место из Евангелия: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Мф.12:31). По общему мнению Святых Отцов, хула на Святого Духа – это сознательное противление Истине. Когда человек познал, Кто такой Господь, познал Его благость, Любовь, Его жертву за род человеческий и отвергает всё это, не хочет быть с Богом, противится всякому Божиему делу – это можно назвать хулой на Духа Святаго. Но я думаю, что из стоящих здесь таковых нет, и поэтому мы с верою и надеждою должны жить, зная, что Господь прощает нам наши грехи.
Но прощение грехов мы можем заслужить не только на исповеди…
У нас сложилось мнение, что грехи наши прощаются только на исповеди. Приходит человек, кается перед священником, получает разрешительную молитву, и вроде как грехи прощены. Но, братья и сестры, не всё так просто. Потому что, судя по сегодняшнему Евангелию, грехи прощает только Господь, а не священник. И мы можем услышать от священника и разрешительную молитву о наших грехах. Но если грех коренится в нашем сердце, мы продолжаем жить так же, как и до исповеди – конечно же, не будет нам прощения. Но прощение грехов мы можем заслужить не только на исповеди. Святой Иоанн Златоуст учит нас, что есть целых пять способов, по которым мы можем заслужить прощение грехов. Во-первых, собственно, исповедь. Но в его время не было такой исповеди, как у нас. Человек должен был прийти в собрание, то есть в Церковь, в собрание знающих его людей, в общину Церковную, и сказать о том, что он сделал. Как говорит Златоуст: «грешник ли ты – войди в собрание, чтобы рассказать грехи твои». И уже тогда церковная община вынесет какое-то суждение о грехе человеческом, и человек может заслужить или прощение, или епитимью какую-нибудь, но понеся которую, он вновь вернется к прощенным в Церкви.
…о том искреннем раскаянии, о желании не возвращаться больше на стези греха…
Второй путь – это плач о грехах своих. Конечно, мы сокрушаемся, если сделали что-то вольно или невольно плохое, кого-то обидели, совершенно не желая этого. Но как трудно сделать так, чтобы слезы потекли! И, наверное, когда Златоуст говорит о плаче, это совсем не о слезах. Это о том искреннем раскаянии, о желании не возвращаться больше на стези греха. Это о том, что сердце наше терзается, это, наверное, скорее, плач сердца или плач души, чем плач телесный.
…состояние глубокого смирения тоже говорит о том, что Господь прощает наши грехи…
Третий путь – смирение. Бывает так, что мы согрешаем, и знаем, что согрешили, и после этого осознания действительно, мы смиряемся. Мы понимаем нашу немощь. Мы понимаем, что гордиться абсолютно нечем. Мы унижаем себя внутри себя. Наверное, это и есть смирение. Потому что смирение перед Богом – это осознание своей немощи. Это понимание того, что наши силы слабы по отношению ко греху и что нам нечем превозноситься перед другими. Когда мы читаем молитву перед Причастием, мы произносим: «От них же первый есмь аз», – первый от грешников. Наверное, это и есть настоящее смирение, и это состояние – состояние глубокого смирения тоже говорит о том, что Господь прощает наши грехи.
…когда у нас за плечами какой-то грех – милостыня вдвойне важна для нашей души…
Четвертый способ – это милостыня. Конечно же, добродетель всегда важна. Но когда у нас за плечами какой-то грех – она вдвойне важна для нашей души, потому что ею тоже заслуживается прощение грехов. И мы здесь должны внимательно посмотреть и подумать: кому мы можем оказать милостыню? Кого мы можем поддержать? Кому можем помочь? Кому можем что-то дать – или материальное, или теплоту нашей души?
…если оглянуться на прошедший день и посмотреть, где мы преступили заповедь, где мы согрешили, где мы кого-то обидели…
И, наконец, пятый путь прощения грехов – это молитва. Искренняя наша молитва к Богу о прощении тех согрешений, которые нас мучают. И, между прочим, мы делаем это каждый день в вечерних молитвах, потому что мы произносим: «Исповéдаю Тебé Гóсподу Бóгу моему и Творцу, во Святéй Трóице Единому, слáвимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святóму Духу, вся моя грехи, яже содéях во вся дни животá моегó, и на всякий час, и в настоящее врéмя, и в прешéдшия дни и нóщи» – и далее в молитве начинается перечисление грехов. Мы читаем эту молитву, просто пробегая глазами, будто выполняя какую-то обязанность. А ведь если вдуматься, если стараться внимательно ее прочитать, если оглянуться на прошедший день и посмотреть, где мы преступили заповедь, где мы согрешили, где мы кого-то обидели, и в текст этой молитвы своими словами вставить то, что мы совершили нехорошее, в чем мы согрешили – это будет правильным, это тоже будет способствовать тому, что грехи наши прощены.
В нашем сердце должна присутствовать радость оттого, что милостивый Господь прощает нам грехи наши…
Вот, братья и сестры, видите, – сколько способов для того, чтобы Господь простил наши грехи! Поэтому нет здесь места унынию, не должны мы опускать руки, не должны печалиться. Наоборот! В нашем сердце должна присутствовать радость оттого, что милостивый Господь прощает нам грехи наши, а уж какой способ выбрать для того чтобы они были прощены – наверное, решать каждому. Этих способов много, они, действительно, действуют, и мы, греша каждый день, прощаемся Богом каждый день, и от этого так радостно и светло на нашей душе! Аминь.
С праздником вас!