Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры! На сегодняшнем чтении Апостола мы с вами слышали, как апостол Павел перечисляет имена и подвиги ветхозаветных праведников (Евр.11:9-40). И он призывает всматриваться в жизнь святых людей, чтобы подражать их вере. И сегодня, в преддверии Рождества Христова, наверное, надо повнимательнее посмотреть на Святого Иосифа Обручника. Обычно о нем очень мало говорят. Вообще, мало известно о его жизни. Но он был вместе с Девой Марией, и долгое время вместе со Христом. Ему было больше 80 лет, когда иудейские старейшины определили его быть наставником и смотрителем Божией Матери, потому что Она, воспитываясь в Иерусалимском храме, дала обет девства. И вот они обручились. Она была еще маленькой Девочкой, и должно было пройти время между обручением и, собственно, замужеством. И вдруг оказалось, что Дева Мария имеет во чреве. Конечно, Иосиф решил, что Она зачала где-то на стороне, и, как пишет сегодняшнее Евангелие, «захотел тайно отпустить Ее». Надо понимать, что за подобные согрешения Ветхий Завет предписывал смерть человеку, который поступил таким образом. И поэтому Иосиф, не желая огласки, не желая каких-то кар небесных, решил просто отпустить Божию Матерь для того, чтобы Она жила Своей жизнью. Но получил во сне откровение принять свою жену, потому что рождшееся от Нее есть от Духа Святого.
Ни слова, ни ропота – буквально ничего мы не слышим от этого праведного человека…
Евангелие нам не оставляет ни одного слова Иосифа Обручника. Никто из евангелистов не приводит его слов, как будто он делал всё молча. А ведь жизнь их была достаточно трудна. Когда Иосиф с Божией Матерью пошли на перепись в Вифлеем – Ей пришло время родить. Они не нашли места ни в гостиницах, ни в домах… Нигде. И пришлось рожать в хлеве для животных, который сейчас на Рождество символизирует строящийся вертеп. И, вероятнее всего, Иосиф помогал Ей при родах, и первым увидел этого Младенца, и услышал ангельское пение. Евангелие не говорит об этом, но они были вместе, поэтому понятно, что он был там. И, далее, поклонение волхвов, а после него бегство в Египет. А ведь Иосиф уже достаточно старый человек! И жили они очень небогато – только тем, что он зарабатывал, будучи плотником. И опять, покорный воле Божией, этот старец предпринимает такой тяжелый путь через пустыню для того, чтобы сберечь Младенца. Ни слова, ни ропота – буквально ничего мы не слышим от этого праведного человека.
И с любовью, смирением, покорностью, слушает то, что определил ему Господь…
Когда Христу было 12 лет, Иосиф, Матерь Божия и Иисус пошли в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда возвращались назад – Христос задержался, потому что Его слова слушали старейшины. И это, можно сказать, было первым выходом Христа на проповедь. Иосиф с Божией Матерью потеряли Его, искали, возвратились назад – а ведь Иосифу было уже около 100 лет, – и даже Божия Матерь не выдержала, и, обратившись к Христу, сказала: «отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». А Иосиф опять молчит. И с любовью, смирением, покорностью, слушает то, что определил ему Господь. После этого эпизода Евангелия он уже не упоминается. Вероятно, пришло ему время скончаться. И, взирая на эту жизнь, смотря на отношения между Иосифом и Матерью Божией, понимаешь, сколько же много любви было в этом человеке! Насколько же он любил эту Девочку, Которая ему годилась во внучки! Насколько же он принял волю Божию о Христе! И всячески старался сделать так, чтобы Его жизнь не омрачалась ничем.
Мы часто думаем о нашем воспитании детей. …Фундамент нормального человеческого воспитания, – это любовь супругов между друг другом…
Мы часто думаем о нашем воспитании детей. Как сделать так, чтобы они выросли порядочными, добрыми, честными и верующими людьми? И есть одно средство – можно сказать, фундамент нормального человеческого воспитания, – это любовь супругов между друг другом. Любовь не только друг к другу – но и ко всем, кто живет вместе в семье, и кого каждый день видят наши дети. Мы можем воспитывать разными методиками – так или по-другому, отдавать в лучшие школы, детские сады, стараясь обучать всем премудростям. Но если не будет любви между супругами – всё это напрасно. Поэтому по молодости очень многое бывает между супругами, между родными людьми – родителями, братьями, сестрами. Но как же нам надо хранить ту любовь, которая однажды соединила юношу и девушку, и дала им детей! Хранить, лелеять. Потому что это залог счастливой жизни на долгие и долгие годы. Это залог нормального вхождения в жизнь наших детей. Это, в конечном итоге, приведет нас ко спасению, потому что мы исполняем заповедь Божию о любви. Вот такие мысли приходят, когда внимательно мы всматриваемся в Святое семейство – в жизнь Иосифа и Божией Матери. И нам почаще надо размышлять над Евангелием, чтобы это было отражением и нашей жизни, чтобы мы могли и то, что написано в Евангелии, о чем мы подумали, о чем мы прочитали – толкования какие-нибудь – всегда применять к своей жизни. Потому что Евангелие – это не то, что мы почитали, и Господь за это чтение нам что-то даст. Нет. Мы должны понимать смысл – часто глубоко расположенный, но, выявляя его, стараться жить по нему, потому что это путь к Спасению. Аминь.