Проповедь, протоиерей Сергий Жиров

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В Иерусалимском, или же Соломоновом храме, где проповедовал Христос Спаситель, – это уже было после Его входа во Иерусалим, на страстной седмице, – ко Христу приступили первосвященники со старейшинами, и зная о всех Его чудесах, задают вопрос Ему: «…какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф.21:23). Христос, не отвечая на их вопрос, задает им встречный вопрос: «крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?» (Мф.21:25). Первосвященники со старейшинами, порассуждав между собой, как говорит нам Евангелие, не дали Ему никакого ответа. Они прекрасно понимали, что если скажут, что крещение Иоанново было с Небес, то Господь Христос непременно скажет им: «…почему же вы не поверили ему?» (Мф.21:25) – «он же указывал на Меня, как Агнца, вземлющего на Себя грехи мира, как обетованного Мессию». А если скажут «от человеков», – то боялись, что у них будут неприятности с народом, ибо народ, как говорит нам Евангелие, почитал Иоанна Крестителя за пророка. И вот после такой беседы с первосвященниками, старейшинами, Христос говорит несколько притчей, одну из которых мы с вами сегодня слышали.
И они, даже не задумываясь о том, что эта притча сказана о них, отвечают Ему…
Некий человек насадил виноград, устроил в нем всё для производства вина, и отдав его виноградарям, отлучился на какое-то время. Через определенное время он посылает к виноградарям слуг своих, чтобы они принесли плодов от виноградника. Виноградари злые учинили смертную расправу над посланными. Наконец, хозяин посылает к ним сына своего возлюбленного, в надежде на то, что они постыдятся его. Но виноградари, узнав в нем сына, между собой решили: «Пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф.21:38). И схватив его, вывели из виноградника, и убили. И Христос после этих слов задает первосвященникам, книжникам, фарисеям вопрос: «…когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф.21:40). И они, даже не задумываясь о том, что эта притча сказана о них, отвечают Ему: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф.21:41).
Господь посылает им пророков, чтобы они изобличали их злые дела, призывали к покаянию…
Новозаветная Церковь под виноградником разумеет богоизбранный народ, точило, устроенное в этом винограднике для производства вина – это Ветхозаветная Церковь, а злые виноградари – это первосвященники, фарисеи, книжники – учителя еврейского народа. Господь избирает этот народ с целью, чтобы он все народы приготовил к пришествию, принятию Христа Спасителя, даровал им учителей, чтобы учителя воспитывали этот народ духовно, и приносили Богу Отцу плоды. Господь посылает им пророков, чтобы они изобличали их злые дела, призывали к покаянию, к исправлению своей жизни к жизни доброй и чистой. Пророков не любили, и гнали их, побивали. Наконец, Бог Отец посылает в мир к этим злым виноградарям Сына Своего Единородного, но и с Ним также поступили – выведя из Иерусалима – убили.
…из милостей Божиих мы должны извлекать для себя урок, извлекать для себя пользу, и приносить Богу плоды славы, благодарения, добрых трудов и добродетельной жизни
Если эта притча, эти слова Христа Спасителя относятся к первосвященникам иудейским, старейшинам, изобличают их неправедные, злые дела, то какое отношение к этим словам Христа имеем мы с вами, люди Нового Завета, именующие себя христианами? Никакое слово Христа никогда не стареет, оно вечно ново, оно вечно – слово сегодняшнего дня. Ибо как вечен и неизменен Сам Христос Бог, то неизменно и Его Евангелие. Господь дарует каждому человеку благо в земной жизни, дарует нам с вами этот виноградник, Он же ожидает от нас добрых плодов, и как многие люди совершенно не задумываются над тем, что все мы с вами в ответе за всё содеянное нами здесь в этой временной жизни, в ответе перед своей совестью, а главное, мы с вами в ответе перед Начальником нашей жизни – Богом. Как многие люди, идя на исповедь, будучи христианами, не задумываются над своими грехами, а, как бы льстя себе, говорит апостол Павел, думают, что «мы как бы безгрешны, никого мы не убили, никого не ограбили, и грехов-то у нас каких-либо нет» – таковые люди уподобляются вот этим злым виноградарям, забывая о том, что из всяких милостей Божиих мы должны извлекать для себя урок, извлекать для себя пользу, и приносить Богу плоды славы, благодарения, добрых трудов и добродетельной жизни.
Господь вещает всем христианам через Святую Свою Церковь, поучая нас в Церкви доброй, богоугодной жизни…
В этой притче говорится о законе праведного воздаяния, что Бог воздаст каждому человеку в оный день, как воздал Он этим злым виноградарям. И нам с вами, каждому из нас, Бог посылает Ангелов Хранителей, наставляющих нас на всякое доброе дело и вразумляющих нас к добродетельной жизни. И нам с вами Бог посылает пророков во Священном Писании, которые также изобличают нас во грехах, призывают нас к покаянию и к доброй жизни в Боге, научают нас правде Божией. Мы с вами и пророков, и Ангелов не слушаемся, не внимаем мы с вами голосу Святой Церкви Христовой, Слово Божие не каждый день читаем, живем в большей части только земными интересами, забывая о вечном, Божественном, Небесном. Мы с вами не любим, когда нас поучают, раздражаемся, когда нам делают замечание, мы даже злобствуем, когда видим, что кто-то близ нас живет доброй жизнью, преуспевает в добродетельной жизни. Господь вещает всем христианам через Святую Свою Церковь, поучая нас в Церкви доброй, богоугодной жизни.
…каждая минута нашей земной жизни, – минута жизни, данная нам от Бога, она должна быть оправдана добрыми делами во Славу Божию, на благо ближнего и во спасение своей души…
Многие христиане, в подавляющем большинстве своем, не слушают Церкви, этой любящей и заботящейся о нашем спасении Церкви, а если и посещают многие христиане храм Божий, то ведут себя далеко не так, как должно себя вести в храме Божием. Теряем, губим самое дорогое в нашей жизни – время, забывая о том, что каждая минута нашей земной жизни, – минута жизни, данная нам от Бога, она должна быть оправдана добрыми делами во Славу Божию, на благо ближнего и во спасение своей души. В храме Божием разговариваем, а то ещё и осуждаем других, глядя на других, забывая о том, что храм – это сугубое место молитвы Богу жизни нашей, в этой тихой пристани земной жизни не успокаиваемся, не ищем встречи с Богом. Закон праведного воздаяния не отвратим и неизбежен для каждого человека: и для ленивого, и для беспечного, и для нерадивого, и для грешника. Бог каждому человеку в оный день воздаст непременно по делам нашей земной жизни, как воздал Он этим злым виноградарям. Все мы с вами и за всё в ответе – за все дела, за слова, за мысли, за всю прожитую жизнь каждый человек должен будет дать ответ Всеправеднейшему Судье. И внимая словам Христа в сегодняшней притче, и в целом в Евангелии, мы с вами призваны быть более внимательными к своей жизни, ко всему тому, что мы с вами имеем, с помощью Божией созидая к делу нашего спасения. Аминь.
С праздником вас, друзья!
