09.03.2025, Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Проповедь, иерей Алексий Крикунов

Иерей Алексий Крикунов

Сегодня в апостольском послании нам представлена сила веры ветхозаветных праотцев и пророков. Но мало кто знает, что сегодняшний праздник – торжество Православия, – связан своими истоками с пророком Моисеем. Так утверждает святитель Филарет. Мало кто понимает суть этого праздника, а он связан с Завещанием Моисея еврейскому народу. Накануне вхождения в землю обетованную Моисей делает завещание еврейскому народу. Пророк Моисей заповедал народу, по вступлении в землю обетованную, создать на ней жертвенник, написать слова закона на камнях, и в соборе всех колен Израилевых, поставив посреди себя кивот завета, совершить жертву мира, прочитать слова закона, и одной половине народа произнести благословение на всех верных исполнителей закона, а другой произнести проклятие на его нарушителей.

Торжество Православия есть победа, купленная ценою великих и многовековых усилий…

Похожий чин повторяется и в этот праздник Торжества Православия Церкви христианской по заповеди отцов. В торжественном собрании верных, пред алтарем Господним, при совершении бескровной жертвы, Церковь возглашает священные догматы своей веры и изрекает благословение всем верным сынам Церкви. И потом произносит грозное осуждение всем противникам Православия. Торжество Православия есть победа, купленная ценою великих и многовековых усилий. Глубокий смысл этого праздника открывается в учении Церкви. Поэтому неслучайно Моисей и говорит (Втор.32:7): «Помяните дни вечные, разумейте лета рода родов!».

Царство Божие не от мира, но царствует над миром, и оно вечно…

Какую истину открывает нам этот праздник? Царства земные созидаются, возвышаются и падают, чтобы служить единому вечному Царству Божию. Царство Божие не от мира, но царствует над миром, и оно вечно. Пророк Даниил видел Некоего, яко Сын человеческий идущий, и Тому дается власть, и честь, и царство, и вси люди, племена, и язы́цы Тому поработают (Дан.7:13-14). Таким образом, судьбы всего мира, до конца веков, неразрывно связаны с судьбою Царства Божиего – непреходящего и вечного. Царство Божие есть Царство всех веков, и поэтому человеку полезно поучаться в его тайнах. Царство же и власть, и величество царей земных, которое под всем небом, дается только Богом.

Церковь же мыслится как отражение духовного состояния народа…

Никакая сила человеческая, или лукавство, или коварство не способны восхитить царский престол, но только тот, кому определяет Бог. Определяет же Бог в полном соответствии с духовным состоянием народа. А потому, если восходит тиран на престол – то это жезл Божий, поражающий виновных и для наказания народа за грехи. А если праведный царь – то это есть благоволение Божие, когда народ наслаждается миром. Церковь же мыслится как отражение духовного состояния народа. И, соответственно, можно говорить так: все, что происходит с человеком или с обществом на земле – причиной этого является духовное состояние Церкви; все, что происходит с народом или государством – обусловлено духовно-нравственным состоянием Церкви; и все, что происходит в мире сейчас и в последних судьбах мира – причиной всего будет состояние Церкви. От состояния Церкви зависит и время пришествия антихриста.

Вот каково завещание Моисея благословения и проклятия…

Именно потому Христос произнёс важное наставление – чем должен отличаться христианин от жителей земли (Мф.5:16): «Тако да просветите свет ваш пред человеки яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже есть на небесах». Всякий народ, считающий себя богоизбранным, должен знать, что завещание Моисея исполняется во всей полноте за отступление от Бога. Вот каково завещание Моисея благословения и проклятия (Втор. глава 28): «Поставит тебя Господь [Бог твой] народом святым Своим, как Он клялся тебе [и отцам твоим], если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; И увидят все народы земли, что имя Господа [Бога твоего] нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь [Бог твой] изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать]. И поразит Господь всех врагов твоих пред тобою. Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия эти и постигнут тебя. Проклят ты [будешь] в городе и проклят ты будешь на селе. Прокляты [будут] житницы твои и кладовые твои. Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; Вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, [доколе не погубит тебя]. Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; Будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; Дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; Будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя; Пришлец, который будет среди тебя будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; Он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, над тобой. И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего».