Проповедь, иерей Алексий Крикунов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Этот праздник необычный тем, что имеет две стороны. Одна сторона светлая, радостная, вторая – мрачная, трагичная, насыщенная глубиными тайнами. Этот праздник вводит нас в события Страстной седмицы. А это время самого напряженного, самого трудного подвига Великого поста.
Но какие тайны скрываются в этом празднике? Здесь открываются духовные закономерности судеб царств, империй, цивилизаций. Причина их распада и гибели о чем не знают историки. То, что произошло с еврейским народом, который, встретив Христа как царя и восклицал: «Осанна», – уже через несколько дней отвергнет своего Мессию и будет кричать: «Распни Его». И за это был наказан – рассеян по лицу земли. И это далеко не случайно. Здесь открывается закон – что будет происходить с каждым народом, империей, государством, цивилизацией, которые отвергают Бога.
Святитель Филарет утверждает, что империи, племена, государства – это явления этого временного мира. В будущем веке их не будет. Поэтому суд Божий над империями, племенами, государствами происходит здесь, на земле. Все народы идут на Суд. Каждый в своей череде. Россия уже прошла свое огненное испытание и выстояла, и сохранила веру. И продолжает стоять.
Всмотритесь в ближайшую историю Запада, ещё Достоевский писал что Запад – это обширное кладбище, полное живых мертвецов. Какова причина? Уже сейчас мы видим, как некогда христианские народы Запада и Америки разрушают и оскверняют свои христианские традиции и святыни. Буквально соскребают из сознания человека с сатанинским остервенением все христианское, чему раньше поклонялись. Насаждается культура обезличивания людей, содомия и сатанизм. Эти народы, отвергшие Бога и попирающие закон Божий, уже живут в ожидании возмездия.
Здесь открывается тайна суда Божия над народами и империями, открывается причина внезапной гибели народов, племен и континентов. Трагедия еврейского народа заключалась в том, что много веков они ждали своего Царя – Мессию. А когда Он пришел – отвергли Его. Здесь нам показан и другой закон рождения веры в человеке. Достоевский как-то очень точно выразил свой мучительный путь искания Бога. Он сказал о своем жизненном пути так: «Мое «Осанна» прошло через огромное горнило сомнений и испытаний». И пусть никто не удивляется. Путь веры каждого из нас – это огненное горнило сомнений, болезней, скорбей, слез, неожиданных испытаний, тревог и волнений. Вот теперь, когда мы стоим у врат Страстной седмицы, где нам показаны важнейшие этапы восхождения к вере. Потому что через радость сегодняшнего праздника уже слышится моление в Гефсиманском саду и стенания на Голгофе. Мы увидим, как с каждым мгновением, с каждым вздохом Христа в народе буквально исчезло «ОСАННА!» и звучит только «РАСПНИ!». Но Богу всё это нужно пройти: и предательство, и унижение и бичевание, и оплевание, и моление о чаше, и насмешки невежественных солдат, и вопли: «Сниди со Креста!» Но Он не сойдет со Креста. Через Крест и смерть Он пройдет к Своему Воскресению! Напрасно тёмное полчище подъемлет оружие, вдохновляемое адской злобой и ищет пленить Его, оно не видит что Он уже пленен Любовью, о которой сказано: «Крепка как смерть Любовь». Напрасно кричат они, что имеют закон, и по закону их Он должен умереть. Он умрет, но не по их закону, а по Своему, сказав: «Нет выше той любви да кто душу свою положит за други своя». Напрасно кричали: «Пусть сойдет со Креста и уверуем в Него». Сын Божий тем самым и даст познать себя что не сойдет с Креста чтобы убедились что Он Бог. И вот что важно и для нас, христиан. Разочарование ждет каждого, кто от Христа ожидает только земных благ и победы. Как евреи хотели посадить Христа на блистательный царский земной трон, чтобы с Ним царствовать, но Он выбрал Крест и Смерть. Так и от нас Он ждёт, чтобы мы стояли при Кресте Его, а не искали только возможности погреться у костра земного счастья. Аминь.