Проповедь, протоиерей Сергий Жиров
Всех вас, братья и сестры, поздравляю с великим двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим. Это праздник Божественного торжества, земное явление Небесного Царя. В этот день весь город Иерусалим пришел в движение, как говорит евангелист Матфей. Народ спешит навстречу Христу, въезжающему на осляти во град Иерусалим. Люди постилают свои одежды по дороге следования Христа, режут пальмовые ветви и украшают ими путь шествия Спасителя, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во Имя Господне! Осанна в вышних!». Наступило какое-то чрезвычайное, необычайное озарение жителей города Иерусалима. Казалось, все увидели во Христе и Царя и Бога, творящего великое, славное, Божественное, воскрешающего умерших. Народ ликовал.
Такие минуты озарения бывают в жизни каждого человека, каждого из нас. Вдруг станет всё так ясно и понятно: и бытие Божие, и бессмертие нашей человеческой души. Что же может быть причиной этого чувства, такого прекрасного озарения? Это, прежде всего, красота Божественного мира, премудрость и закономерность во всем мире, это наши успехи и скорби, радости и болезни, и счастье и несчастье. И на темном небосводе нашего сознания, который очень часто заволакивают тучи нашей житейской повседневной суеты, наших повседневных каких-то мелочных забот, вдруг наступает в жизни человека какое-то просветление, озарение, и он начинает петь.
Иерусалимская толпа, ныне ликующая и взывающая Христу: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне Царь Израилев!», через два-три дня она уже будет злобно вопить к Пилату и просить его: «Распни, распни Его!». К сожалению, такими же и мы с вами являемся, ничего не изменилось в человеке с того времени. Очень часто и быстро меняется наше настроение, а вместе с ним пропадает и озарение, и просветление. Иерусалимская толпа, ныне взывающая Христу: «Осанна!», – через два-три дня уже будет требовать смерти невинного человека. Ещё слышны восторги и ликования, а Иуда уже замышляет предать Христа. Нашими грехами, пороками, отступлением и нарушением заповедей мы очень часто изменяем Богу, и требуем Его распятия и смерти.
И сегодня, в этот праздник двунадесятый, придя в храм, чтобы прославить Бога и умом, и душой, и верою, нас ради и нашего ради спасения грядущего на крестную смерть, будем помнить, что в душе каждого человека живет осанна. Будем стараться, будем трудиться, чтобы эта осанна почаще звучала в нас во славу Божию и для нашего спасения. И в минуту, когда нас обуревают и зависть, и злоба, и недовольство, и неверие, и всё негативное, будем помнить о том, что только во Христе и больше ни в ком и ни в чем человек может найти и просветление, и возрождение в Боге.
Праздник входа Господня в Иерусалим – это праздник радости и торжества, но в то же время это и начало крестных страданий Христа Спасителя, начало того великого заблуждения человечества, жертвой которого стал невинный Господь наш Иисус Христос. Все жители Иерусалима и жители Палестины хотели увидеть во Христе земного царя и владыку, а Его Царство простирается во веки веков. Оно открыто для всех людей и для всех поколений. Жители Иерусалима хотели увидеть в нем земного царя, который освободил бы их от римского владычества. А Христос Бог пришел в мир, чтобы освободить этот мир и все человечество от власти греха и дьявола. Христос – Он Вечность. Он шествует через века и времена, и творит великое и Божественное. Благо тому человеку, который постигает всё это, ибо он становится наследником Христовых даров. И Горе и беда, и нищета и ужас тому человеку, который сознательно не воспринимает Христа, который сознательно удаляет от себя Христа. Он делает себя и нищим, и бедным, и жалким, и лишает себя вечной жизни в Царстве Небесном.
Та детская невинность, указывая на которую, Христос говорит: «Таковых есть Царство Небесное», плененная этой красотою Христовой, взывает к Нему сегодня: «Осанна Сыну Давидову!». Дети дают нам пример, чтобы мы такожде не только в сей праздник, но и во вся дни жизни нашей подражали им, своей жизнью взывая ко Христу: «Осанна!», – и сегодня, и завтра, и даже до скончания дней нашей земной жизни. И, вступая со смирением и со всяким страхом Божиим в эти святые дни Страстной седмицы, пройдем вместе со Христом этот путь, эти подвиги Христа, и будем сопутствовать Ему на этом крестном пути. И пусть в этом примут участие и наше сердце, и наш ум, и наша душа, ибо, где сораспинание Христу, где сострадание Ему, где соумирание Ему, там непременно будет и преславное Воскресение с Богом нашим Иисусом Христом для Вечной жизни в Горних Его Обителях. Аминь.
С праздником вас, друзья!