09.06.2024, Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Проповедь, протоиерей Олег Шлёнов

Протоиерей Олег Шлёнов

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры! Сегодня на Литургии мы с вами слышали Евангелие, в котором Иоанн Богослов рассказал об исцелении Христом одного человека – слепого от рождения. Христос увидел его, пожалел, сделал так называемое брение из Своего плюновения, смешал с пылью, протер глаза и повелел пойти умыться в купальне. И вот слепой прозрел. Ему открылся весь мир, который прежде был недоступен.

И также верующему открывается новая жизнь, полная любви, радости, мира и чистоты…

И, несомненно, этот рассказ – символ того, что Христос дает верующим новую жизнь. Слепому открылся весь мир в его красках, в его красоте, в его благолепии. И также верующему открывается новая жизнь, полная любви, радости, мира и чистоты. Но посмотрите, какие искушения начал испытывать бывший слепой, когда люди узнали о чуде. Фарисеи не хотели этого принять, разговаривали с ним, отвергли его. Даже родители отреклись от собственного сына, потому что им страшно было, что общество отвергнет их. И вот слепой остался один. И он вновь встречает Христа, и, падши, кланяется Ему. И опять же, не просто так евангелист рассказывает эту историю после исцеления. Ведь наша духовная жизнь, которая открывается, эта самая новая жизнь, всегда полна всяческих искушений. Невозможно быть учеником Христовым и не претерпевать напасти, если эти же напасти претерпел и Он. Невозможно следовать за Христом спокойно. Достаточно посмотреть на жизнь любого святого, чтобы понять, что она наполнена искушениями, страданиями, болезнями, падениями и восстаниями. Как бы нам ни хотелось – не удастся прожить тихо, мирно и спокойно. Грех всегда отводит нас от этой новой жизни. Мы как бы вновь возвращаемся в свою старую жизнь. Мы всё время колеблемся между новой жизнью и старой.

Казалось бы, что проще – жить праведно, чисто, мирно…

Почему так происходит? Почему нам никак не удается? Казалось бы, что проще – жить праведно, чисто, мирно. Это нам, действительно, порой удается, если всё вокруг нас спокойно. Но стоит прийти какому-то искушению – как мы начинаем раздражаться. Стоит прийти какому-то случаю – мы начинаем осуждать. Я уже не говорю о более тяжких грехах. Казалось бы, хочется, но где найти причину, которая позволила бы нам жить праведно? И, читая Святителя Димитрия Ростовского, начинаешь понимать, почему всё так. Он пишет: «Многие из нас тоже хотят найти Христа, но искать Его ленятся. Хотим мы сподобиться Его милосердия, но даром и без трудов мы хотим получить Его блага. Ленясь, хотим быть прославленными, не трудясь, хотим обогатиться, лежа в лености, хотим достигнуть неба, согрешая, хотим быть праведниками, совершая беззаконное, желаем быть успокоенными со святыми, упиваясь временной сладостью греха, ожидаем получить вечное наслаждение на небе. О тщетные надежды! Тщетное ожидание! Не так получается ожидаемое, не так!». Прекрасно говорится: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Только работай с усердием Христу, и ты не будешь беден и голоден, «потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6:32).

Но если Христос открыл нам новую жизнь – надо за неё бороться! Как этот слепой в сегодняшнем отрывке – с каким достоинством, с какой стойкостью он преодолел все нападки…

Поэтому духовная жизнь – это постоянный труд. Вообще труд – вся наша жизнь. Если сравнить жизнь обычную и жизнь духовную, то можно привести пример. Многие мечтают заработать, и при этом лежат на диване и мечтают о богатстве. Вот так же примерно и в духовной жизни. Невозможно нам без труда что-либо сделать. Сколько нам придется прикладывать усилий, чтобы победить грех, который гнездится вокруг нас! Но если Христос открыл нам новую жизнь – надо за неё бороться! Как этот слепой в сегодняшнем отрывке – с каким достоинством, с какой стойкостью он преодолел все нападки, которые обрушились на него! Только потому, что он видел эту жизнь и знал Того, Кто эту жизнь ему открыл. Также и мы, давайте понимать, что Христос открывает нам в Крещении новую жизнь, новые возможности, жизнь счастливую, жизнь, исполненную благости Божией, жизнь по-настоящему ту, для которой мы сотворены. Давайте трудиться и всеми силами преодолевать все искушения, которые были, есть и будут у нас. Но итог этой жизни – жизнь со Христом в Царствии Божием. И нет большего блага на земле! Аминь.

Христос Воскресе!